From: Evgenii Shtephan
Newsgroups: relcom.music
Subject: [News] История движения Растафари
Date: Thu, 28 Sep 95 08:28:47 +0900
Здесь представлен собственноручный перевод с английского некоего ТЕКСТА,
который я получил энное время назад от Вадима Белиловского. Связь с Вадимом
я уже потерял - если кто его знает - передайте ему - пусть напишет.
Его прежний адрес не отвечает.
Судя по всему текст состоял из четырех частей, из которых две последние
утрачены навсегда. Первая же и вторая предлагаются вашему вниманию.
Некоторые места я не сумел перевести по разным причинам. Например, опечатки,
неизвестные мне собственные имена и т.п. Они отмечены в тексте так - [...].
Но, в общем-то, это никак не отразилось на основном содержании.
Кто желает, может получить у меня английский текст. Если же кто имеет
ПОЛНЫЙ английский текст, я слезно умоляю прислать его мне.
()()
johnny ()()()
()()\ / /
|/ /
|
////////////////
-------------------------------------------------------------------------------
История движения Растафари [англ. традиция - Рас Тафарай -Е.Ш.]
ЧАСТЬ I. Гарвеитский период.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: ГАРВЕИТСКАЯ АФРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Маркус Гарви
(Marcus Mosiah Garvey), уроженец Ямайки, был негритянский националистический
лидер, чья Всеобщая Ассоциация Улучшения Положения Негров (Universal Negro
Improvement Association) стала самой известной организацей Черной Власти
(Black Power) в 20-е годы. Хотя сам он был англиканского вероисповедания, но
последователей своих подбивал рисовать Иисуса черным и организовывать свою
собственную церковь. Дабы подчеркнуть, что новая церковь не является ни
католической, ни протестантской, она была названа "православной" [...].
Попытка официального признания в качестве православной организации
успеха не имела, и в конце концов, "африканский православный епископ"
был посвящен группой "Американский католики", которая отвергла власть
папы, но тем не менее осталась сходной по вероисповеданию с римской
католической церковью.
Гарвеитская церковь имела тысячи членов на трех континентах и являлась
символом антиколониальной борьбы в Кении и Уганде. Африканские православные
в этих странах очень скоро порвали с нью-йоркской церковью,
перейдя в юрисдикцию греческого патриархата в Александрии и став
полностью православными. То же произошло немного раньше в Гане [...].
Сегодня Африканская Православна Церковь как таковая практически
исчезла, хотя, например, приход Св. Джона Колтрейна (!) [изв. джазовый
композитор и музыкант - Е.Ш.] до сих пор очень активен.
ЕЩЕ ОБ ИСТОКАХ: ЧЕРНЫЕ ИЗРАЭЛИТЫ. Черные рабы всегда ощущали свое очевидное
сходство с обращенными в рабство древними евреями. Некоторые же довели эту
мысль до ее логического завершения, объявив себя настоящими евреями.
Историки говорят, что это движение возникло на принадлежащих евреям
плантациях в США, где рабы перенимали веру своих господ [...].
Подобного рода группы (некоторые из них настроены очень антисемитски) обычно
являются христианскими. Часто они заявляют, что белые исказили текст Библии
и пытаются "восстановить" его.
Одна из таких попыток, важная для нашего повествования, - это так называемая
"Holy Piby" - оккультная библия, как утверждают, перевод с "амхарского",
в которой упор делается на разрушение "Вавилонии" и возврат израэлитов
в Африку, истинный Сион. The Piby была принята растафарианитами в качестве
источника их литургических текстов.
ПРОРОК ГАРВИ: Маркус Гарви, судя по историческим книгам, был главным образом
политическим деятелем, выступавшим за экономическое равенство черной и белой
рас. Но в устной традиции он предстает перед нами как помазанник Божий,
пророк и предтеча Хайле Селасси. В дополнение к многочисленным чудесам и
пророчествам ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол
"могущественный царь" и принесет справедливость угнетенным. Когда эфиопский
принц (Ras) Тафари был коронован в качестве императора (Haile Selassie I),
многие жители Ямайки объявили пророчество Гарви свершившимся - так родилось
движение Рас Тафари.
Гарви был тогда еще жив, хотя его движение в основном затухло, а сам он
был заключен в тюрьму по обвинению (впоследствии опровергнутому) в
финансовом мошенничестве. Гарви не был поклонником Хайле Селасси, и, видя,
что рабство все еще существует в Эфиопии, нападал на растафарианитов
как на безумных фанатиков. Те, однако, несмотря ни на что, продолжали
почитать его, замечая, что даже Иоанн Креститель сомневался насчет Христа.
ЧАСТЬ II. Классическое Растафари.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: С 1930 г. до середины 60-х Растафари было местным
ямайкским религиозным движением, оказывавшим лишь небольшое внешнее влияние.
Несколько гарвеитских лидеров независимо объявили, что Хайле Селасси исполнил
пророчество Гарви, и движение таким образом было возглавлено несколькими
"старцами", взгляды которых сильно отличались. Не только не возникло
всеямайкской растафарианской церкви, но не было даже общей доктрины или
канонического Писания - разными старцами использовались как Holy Piby, так
и Библия Короля Якова, свободно, впрочем, изменяемые и "исправляемые".
ПРОЗРЕНИЕ: ["Overstanding" в оригинале, перевод - на моей совести - Е.Ш.]
Эта "анархия" рассматривалась классическими раста (Rastas) как преимущество.
Растафари не было религией, организацией людей или философией, но
активной попыткой понять в чем состоит воля Джа (Бога) и исполнять эту волю.
Классические раста были типичными необразованными крестьянами одной из стран
Третьего Мира, но они постигали Растафари, [...] участвуя в "reasonings" -
отчасти теологических дебатах, отчасти молитвенных встречах, на которых они
пытались найти Истину.
Их позиция отличалась, однако, от протестантских интерпретаций Библии.
Они были уверены, что под божественным руководством смогут достигнуть
"прозрения" (а не "понимания" - "understanding") Истины. [...]
МИСТИЦИЗМ: Ранний мистический опыт Раста подчеркивал непосредственное
присутствие Джа внутри "дрэда" (богобоязненного человека). Понятие о боге
было выражено с величайшей тонкостью (хотя не все Старцы правильно различали
сущность и энергию). Посредством союза с Джа дрэд становится тем, что он
на самом деле есть, но никогда прежде не был, а процесс самооткрытия
возможен только через раскаяние. (По этой причине раста никого не обращают
в свою веру, но полагаются на самопокаяние, ниспосланное Джа). Мистический
союз с Джа выражался использованием местоимения "I&I" (которое может означать
"я", "мы" или даже "ты", но так, что в этих "я", "мы", "ты" присутствует
Джа) или просто "I", что также нехарактерно для ямайкского диалекта
английского, в котором в качестве местоимения первого лица выступает
"me".
ОБЩИНА: Многие раста жили (и живут по сей день) в буше, в лагерях, управляемых
Старцами. Некоторые из этих лагерей разделены по половому признаку и
напоминают монастыри [...]; чаще же они построены по подобию
западноафриканских деревень. Дрэды придерживаются "ital" - своебразных
правил питания, основанных на Пятикнижии, или же соблюдают какой-нибудь
духовный закон. Мужчины обычно носят бороду. Это не было принято на Ямайке в
классический период и становилось причиной социальной и религиозной
дискриминации, так что тех раста, которые имели работу и не носили бороду,
скрывая свое вероисповедание, называли "лысолицыми" ("baldfaces").
Широко известные "дрэдлоки" [характерная растаманская прическа - Е.Ш.]
в классический период носили лишь немногие дрэды. [...]
РЕПАТРИАЦИЯ: Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то
Хайле Селасси являеся "божественным" (хотя велись многочисленные споры, что
конкретно это означает), а также что он намеревается возвратить всех негров
Нового Света в Африку. Хотя понятие репатриации носило скорее мистический
характер, но все Старцы тогда (как и сегодня), ожидали возвращения и в прямом
смысле слова. Это придало Растафари открыто политическую окраску: все
растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию.
Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это
уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное
движение, требующее власти для тех или иных групп людей. Девизом Расты
было "let my people go" ("отпусти мой народ"). [...]
Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство
опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle
("башенка", а также "вершина, кульминационный пункт"), управлявшееся
Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей.
Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом
крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто.
В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались
от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами.
Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов
кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили
мирный характер истории движения.
В связи с эти насилием Растафари получило известность (отрицательную) во
всем мире. Более позитивный образ сложился уже позднее благодаря популярности
пропагандирующей Расту танцевальной музыки реггей. Классический период
изоляции подошел к концу.
------------------------------------------------------------------------------
That's all :(((
Return-Path: kiae.su!L-relcom@pulsar.ac.msk.su
To: sequent.kiae.su!subscribers@pulsar.ac.msk.su
Newsgroups: relcom.music
From: Ilya Buchelnikov
Subject: [News] Reggae!!!
Reggae!!!
Distribution: su
Reply-To: enpolis.kiev.ua!bush@pulsar.ac.msk.su
X-Return-Path: enpolua!enpolis.kiev.ua!nserver
Organization: Energopolis
Date: Fri, 06 Oct 95 15:42:06 GMT
Sender: kiae.su!L-relcom@pulsar.ac.msk.su
X-Class: Big
Precedence: junk
Приветик, Релкоммузыкальная Общественность!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Вспомнил, с помощью галлюциногенных джонниных грибочкогв, что есть у меня
во такая статейка, целиком соответствующая сабжу!
------------------------- кут ------------------------------------------
*Обладая "просветленным умом", они по-своему видят Ветхий Завет и
традиционно употребляют термины "культура", "идентичностъ" и
"корни". Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмыс-
ленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощен-
ным" славянофилом. Тем более, что эти рассуждения совершенно ха-
рактерны для любого ноомального почвеннического движения подобно-
го типа.*
Но им сильно хочется верить -- до того безудержна в своем велико-
лепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным,
на первый взгляд, но очень органичным соеднненнем Великого ритма
Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими
прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы -- и все
это на ярком и мощном религиозном фоне!
Тем не менее, совершенно ясно, почему пролетевшая в 70-х г г по
всему миру мода на расту (и до сих пор занимающая определенную
нишу в субкультуре не только черных народов) затронула не столько
внутренние, политико-религиозное содержание, сколько внешнюю фор-
му -- атрибутику, слэнг и, конечно, в первую очередь -- курение
kaya и "One Drop" -- непосредственно, рэггей.
Мы будем, по мере сил и возможностей, говорить о растафаризме,
имея ввиду оба аспекта, т.к. только таким образом ножно попытать-
ся вникнуть в суть ззотерического, мистического смысла растафари.
Основу культа расты составлял ряд фундаментальных положений:
Хайле Селассие 1, последний император Эфиопии -- живой бог, нахо-
дящийся в мире; Хайле Селассие 1 всемогущ, ему подвластна любая
энергия, включая и ядерную. Чернокожие -- это эфиопы в изгнаии,
новое воплощение древних иудеев, избранный народ Израиля. Рай для
черного человека не на небе, а здесь на Земле -- в Эфиопии. Узло-
вым моментом расты является репатриация -- возвращение черной ра-
сы на родину, на его землю обетованную Но в данном случае было бы
непра вильно и наивно понимать репатриацию в буквальном смысле
этого слова. Когда говвоят что репатриадня неизбежна имеют в виду
возрождение духовной культуры Аф рики в душе человека через возв-
рат к его корням. Это-- репатриация созания.
Предвестниками культа считаются двое: Александр Бэдуорд, всполо-
шивший Кингстон своими мистериями, и Маркус Гарви, всемирно из-
вестный основатель движения за репатриацию афро-американцев. В
1927-1935 г г. Гарви, "временный президент Африки", высланный из
США, проживал на родном острове. В этот период он часто выступал
с речами в парках Кингстона. Его сочинения ходили по рукам. Пла-
менные религиозные воззвания Гарви и невнятные религиозные проро-
чества Бэдуорда стали частью городского фольклора Ямайки.
В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и
художественные ремесла и искусства, определнвшие весь облик сов-
ременной ямайской культуры, но лишь рэггей смогла выйти за преде-
лы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру растафари" явленнем
поп-культуры
Со взлетом рэггей растафаризм обретает поклонников повсюду, где
проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и да-
же среди молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии.
Растущая популярность рэггеи была объективно связана с творчест-
вом Боба Марли
Боб Марли (Роберт Неста Марли) родился 6 апреля (по паспорту --
6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и за-
писал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном
Хиггсом. С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влия-
ние и, будучи его другом и, в какомто смысле, настав-
ником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях
Марли. Так в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ
WAILERS, куда помимо него вошли Питер Тош, Банни Ливингстоун,
Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сокра-
тились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун), а в 1966 году -- распа-
лись.
Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE
WAILERS. К 1971 году W очень популярны на Ямайке, но практически
неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную
фирму грамзаписи "Tuff Gong". 1972 г -- выходит альбом "Catch a
Fire" -- первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 --
гастроли по США, уход из W Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной
карьеры 1974 г -- Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают
женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим
Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE
WAILERS.
К середнне 7О-к г г Марли стал признанным лидером рэггей. В Ве-
ликобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No
Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty
My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae
Party,1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно
занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в
сфере интеллектуальной элиты. На Ямайке же Марли стал культовой
фигурой, его политические и религиозные выступления публика восп-
ринимала как откровения святого
1980 г -- отмена американского турне из-за болезни -- рака моз-
га и легких 11 мая 1981 года Боб Марли, невероятно талантливый
музыкант умер
Особое вннманне следует уде лить предсмертному альбому "Up-
rising", вышедшему в 1980 году Практически все песни, входящие в
него, производят сильное впечат ление -- "Uprising" стал послед-
ней вершиной музыканта
Помимо Боба Марли, неискушен ному в рэггей любителю настоятель-
но рекомендуются для прослушивания Peter Tosh (в первую очередь),
BURNING SPEAR, ALFA BLONDY и BLACK UHURU (если параллельно вы
слушаете Тома Уэйтса или Лу Рида -- вам, разумеется, никто дурно-
го слова не скажет). Заинтересовавшимся растой плотнее будет по-
лезна статья М.Сосновского "Хайле Селассие, песенки рэггей и мифы
исторического сознания" опубликованная в журнале "Иностранная ли-
тература" N 8-9 за 1992год. В своей статье М.Сосновскин совершен-
но справедливо отмечает, что "... характерная черта реггей -- по-
разительная скудность темитики при огромном потоке песен... " и
"... создается впечатление что это даже не просто строго канони-
ческое искусство, но упражнение на заданную тему по жестким еди-
нообразным правилам" Это жанр который не творится, а практикуется
И действительно, в ямайском, а позже -- в английском рэггей по-
ра жало огромное, исчисляемое сотня ми количество групп и бук-
вально тысячи пластинок. На Ямайке вы можете подойти к любому
прямо на улице и спросить, как делается запись, и они все знают,
они все этим занимаются Но что может быть пло хого в этом вхожде-
нии рэггей в повседневную жизнь, сохранившемся кроме Ямайки, в
цветных общинах Брнтании и США ?
Сегодня это же явление можно легко проследить по следующей за
рэггей "культуре корней" -- мощному по своей энергетике стилю рэп
как форме художественной культу ры в самой "низовой" простонарод-
ной среде. Кроме того огромная заслуга рэггей в том, что, благо-
даря ему вспыхнул колоссальный интерес к траднцнонным стилям,
причем уже не ограничивающийся африканской и антильской музыкой
Александр Драчев
Contact: Les Anges Presses, 11 Bd de Rochechouart, 75009 Paris,
France ( Растаманская организация в Париже)
--------------------- кут -------------------------------------------------
Такая вот телеграммка.....
С приветом Буш!!!
Популярность: 71, Last-modified: Mon, 18 Jan 1999 09:31:27 GmT