интервью с профессором М.Лайтманом от 2000 г.
Газета "Вести", 04.11.2000
Заканчивая предыдущую беседу, посвященную душевным страданиям и
духовным поискам современного человека, мы планировали перейти к знакомству
с конкретным материалом, составляющим основы каббалистических знаний:
строением мироздания, законами, действующими в высших мирах, порядком
распространения Божественного света, схемами строения миров.
Изучение этого материала, как объяснил нам рав Михаэль Лайтман, в
сочетании с духовной работой человека, приводит его к достижению высшего
знания, к постижению причин и следствий нашего существования - то есть к
постижению Творца. Все это может быть замечательно интересно, когда есть
возможность сосредоточиться на столь высоких материях.
Но жизнь вносит свои весьма страшные коррективы, и у меня возникли
совсем не академические вопросы к каббалисту Михаэлю Лайтману. Оказалось,
что и он не намеревался в столь критические для существования Израиля дни
беседовать на теоретические темы.
"Нет времени, - сказал рав Лайтман, - сегодня в первую очередь надо
объяснить людям, что мы стоим на краю пропасти, и только невероятное усилие
очень большого количества евреев может остановить тот кошмар, который
предсказан в пророчествах великих каббалистов и который я вижу в
непосредственной близости от нас".
После такого вступления все мои заготовленные вопросы как-то потеряли
смысл, и я попросила рава Лайтмана просто объяснить, что он имеет в виду,
как он видит нашу дальнейшую судьбу и сегодняшние мировые коллизии, главная
роль в которых опять предоставлена еврейскому народу и эпицентр которых
находится на нашей земле. В чем причины того, что мы оказались на краю
пропасти?
Рав М. Лайтман: Во-первых, еврейский народ всегда был главным
действующим лицом истории человечества, а Творец (если мы продолжим
театральные аналогии), не меняет актеров, взятых на главные роли. Мы же
сами, как Вы помните, согласились на эти главные роли и категорически
отказывались за последние четыре тысячи лет сойти с исторической сцены хотя
бы ненадолго. И все, что с нами происходит, есть следствие того, хорошо или
плохо мы справляемся со своей ролью.
Вы точно знаете, в чем состоит эта роль и что должны делать евреи,
чтобы справиться с этой ролью и отойти от края пропасти?
Это знают и я, и каждый ученый-каббалист, изучивший основные законы
мироздания. И для начала я должен объяснить природу этого знания. Чтобы вам
легче было понять, что я имею в виду, я проведу аналогию с законами природы,
работающими в нашем материальном мире. Моя профессия - биокибернетика -
наука об управлении в живых организмах.
Мы существуем в мире, в котором все подчиняется законам природы. Чтобы
существовать в нем комфортабельнее и управлять миром, человек эти законы
изучает и применяет в жизни. Не зная анатомии, современный врач не может
лечить больного. Шаманы же и знахари, которые были ближе к природе и которые
ощущали непосредственно ее воздействие на живые организмы, не нуждались в
университетском курсе анатомии и неприятной стажировке в "анатомичке".
По мере развития цивилизации человек приобретал новые знания, а
какие-то терял и забывал. Нашим праотцам не надо было искать доказательств
Высшего управления миром - они предоставлялись им по мере необходимости.
Современные поколения утратили ощущение Высшего управления, а значит им
нужно пользоваться научным подходом, чтобы убедиться в его наличии и изучить
законы, по которым оно осуществляется.
Основная часть законов природы от человека скрыта. Причем неполнота
знания ощущается не только в естественных науках, но и в науках, "созданных
человеком", - например, в законах экономики: никто не может с абсолютной
точностью сказать, что произойдет через пару месяцев на биржах мира. Если бы
человек знал общие законы мироздания, он мог бы сам управлять миром и в
полном смысле создавал бы свое завтра.
Наука, которая раскрывает человеку все законы мироздания, называется
Каббала. Человек создан так, что не может чувствовать себя комфортно в этом
мире, если не имеет возможности управлять им. По мере развития человечества
его возможности постепенно увеличивались, но всегда были ограничены только и
исключительно миром материальным. Сегодня этого уже недостаточно. Каббала
учит человека управлять всем мирозданием, включающим и наш материальный мир.
В этом ее назначение.
Люди обращаются к каббалистам за помощью, просят исправить, изменить
судьбу - то есть ход их жизни. И не понимают, что им самим надлежит
систематически делать подобные "чудеса". Все регулируется единым законом
устройства мира, и его надо изучать. И тогда немедленно станет ясно, где мы
ошибаемся и что сделать и изменить в нашем мире, чтобы избежать глобальных и
личных катастроф.
Но Вы понимаете, как неправдоподобно это звучит для светского человека:
средневековая мистика под названием "Каббала" может изменить ход событий в
современном мире?!
Мне трудновато понять этот человеческий консерватизм. Меня всегда
интересовало что-то новое: чем больше я задавал вопросов, тем больше их
возникало, и я категорически не мог смириться с тем, что на какие-то вопросы
я вообще не смогу получить ответы в течение своей жизни. Из того, что вчера
человечество открывало и использовало только законы нашего мира, вовсе не
следует, что так должно быть и сегодня, и завтра.
Люди веками плавали по морям под парусами, а сегодня пересели в атомные
подводные лодки, где систематически погибают. "Средневековая мистика под
названием "Каббала" потому и была в течение веков скрыта от среднего
человека, что в массе своей люди еще не развились до того, чтобы правильно
ею пользоваться.
Сегодня у нас на дворе 21-й век и другое, не средневековое
человечество, которое совершает ошибку за ошибкой и над которым висит угроза
самоуничтожения. Так не пора ли преодолеть этот консерватизм? Каббала для
того и переведена со средневекового языка на современный, чтобы стать
доступной всему человечеству (а не только единицам, как в прошлые века,
когда они - эти единицы - разрабатывали ее для потомков) и дать ему
возможность научиться управлять миром.
Вы сказали, что уже нет времени и что именно евреям отведена особая
роль, и если они с ней не справятся, то это грозит страшными последствиями,
а времени на раздумья уже не осталось. Прокомментируйте эти слова
поподробнее, пожалуйста.
Человечество разделено на две части - евреи и остальные народы. Я
полагаю, что в этом нет сомнения даже у современного светского человека. И
каждый еврей, разумеется, задавал себе вопрос, почему это так. Ответа он не
получал, конечно, и так и продолжал жить. И это лишь один из многих
вопросов, на которые человек не получает ответов, хотя задает их.
Я знаю, что люди, как правило, ленивы и нелюбопытны. Но у евреев нет
права быть такими. Это грозит им смертельной опасностью, потому что на них
лежит обязанность первыми изучить законы мироздания, законы управления миром
и передать это знание остальному человечеству. Об этом сказано у всех
пророков, которые эти законы изучили. Общий закон мироздания, толкающий все
живое к равновесию и совершенству, "давит" в первую очередь на евреев,
поскольку именно они находятся в самом большом противоречии с конечным
состоянием мира, с его основным законом. Средства давления - "естественный"
антисемитизм, "беспричинная" ненависть, подсознательное неприятие евреев и
Израиля другими народами.
А сейчас у нас уже действительно не осталось времени: страна на грани
уничтожения, в просвещенном 21 веке по всему миру опять горят синагоги, а
евреи по-прежнему ничего не хотят видеть и слышать даже сегодня, когда новая
катастрофа - "новый Ближний Восток" - у нас на пороге.
Вы заговорили тоном пророка. Они всегда рисовали страшные картины и
требовали от евреев слишком многого.
Пророки, прежде всего, объясняли, что происходит с евреями, и
показывали им, что произойдет, если они этого не поймут и не услышат.
Каббалист - это человек, поднявшийся на четко определенную духовную ступень
(по той самой лестнице, которая ведет к полному постижению цели творения, к
постижению Творца - я объяснял уже, что это за лестница, и целая книга у
меня написана - "Лестница в небо"), так вот с этой определеннной ступени
каббалист видит причины всего происходящего. Причины происходящего сегодня и
всегда. Причины происходящего с каждым из нас и глобальные причины того, что
происходит с нашим народом и со всем человечеством.
Когда я говорю, что сегодня евреи обязаны вспомнить о своей миссии, то
это я выражаюсь фигурально. На самом деле мы уже очень сильно запоздали. И в
этом причины и экологических катастроф, и социальных проблем, и неслыханных
всплесков насилия, жестокости, изуверства во всем мире, и в этом причина
того, что мы стоим на грани уничтожения.
Цель творения заключена в том, чтобы привести человечество и каждого
человека в отдельности на другой уровень существования - на уровень Творца,
привести его к управлению природой, управлению миром. Мы для этого созданы и
ни для чего другого.
Человечество, приближаясь к тому, чтобы начать управлять природой, всем
мирозданием (сроки подходят), входит в противоречие с общими законами
мироздания, потому что не знает их.
Постижение этих законов - а это автоматически означает освоение высших
миров и Творца - возложено на евреев (излишне напоминать, что и основные
научные законы нашего мира были открыты евреями - не потому, что они самые
умные и талантливые математики, физики, врачи, а потому, что такова наша
миссия).
Мы обязаны, я повторяю, первыми изучить их и передать это знание всему
человечеству. Именно в этом и состоит богоизбранность нашего народа. Мы же
не хотим ничего знать об основных законах мироздания и другим не даем это
знание. Какими узлами завязывать тфиллин - мы знаем. Чего нельзя есть и как
чистить кастрюли - мы знаем. Когда и какие молитвы произносить - мы знаем.
Какого размера должна быть крыша у сукки - мы знаем.
А для чего и почему, в чем смысл всего этого набора правил и установок,
в чем смысл нашей жизни, какова цель существования нашего мира - мы не
только не знаем, но и не хотим знать. И нет никакой связи между Каббалой и
религией. Свидетельство этому то, что обычный религиозный человек совершенно
не знает и не признает Каббалу. Он не нуждается в ней для отправления своих
обрядов.
Я вижу причины происходящего и следствия, которые нас ожидают, не
потому, что я такой хороший или талантливый, а потому, что я знаю законы. И
не только я, но и другие каббалисты-ученые, изучившие эти законы, овладевшие
этим знанием, дающим полную картину всего мироздания, его прошлого,
настоящего и будущего. Сегодня этим знанием в состоянии овладеть любой
человек.
Я не могу в газетной беседе рассказать, почему именно современный
человек может и должен это сделать, - я писал об этом подробно в статье
"Предисловие к книге "Зоар" (п. 65), вошедшей в 5-ю книгу серии "Каббала.
Тайное еврейское учение", - но я утверждаю, что делать это надо немедленно!
Вы так говорите, словно достаточно открыть книги по Каббале, и знание
законов всего мироздания тут же будет у нас в руках. Но я знаю, что это не
так. И те, кто занимаются Каббалой, жаловались, что это тяжело и что о
результатах даже и мечтать не приходится. Путь так долог, и конца ему не
видать. Так что Ваша спешка выглядит странной.
Это Вам она выглядит странной. Вы листаете книги и сокрушаетесь из-за
отсутствия немедленных результатов. Если бы Вы поступили на физмат, то вряд
ли через год рассчитывали бы стать серьезным физиком-теоретиком. Вы,
вероятно, хоть пять лет дали бы себе для этого. Почему же Вы полагаете, что
изучение общих законов мироздания должно занять меньше времени, чем изучение
законов физики?
И я вовсе не призываю всех немедленно стать каббалистами. Я говорю о
том, что сегодня, когда это знание доступно всем, именно евреи обязаны хотя
бы прикоснуться к нему, почувствовать, что за пределами нашего крошечного
материального мира существует огромный мир, они не обязаны немедленно и
детально изучить его, но получить представление о нем, понять перспективу
они обязаны. Потому что этого требует от них время, этого будут добиваться
от них все народы, подсознательно чувствуя, что мы и им не даем двигаться в
нужном направлении, к пониманию смысла творения.
И требования эти окажутся облаченными в такую страшную, жестокую форму,
что если бы Вы видели это, как вижу я, Вы бы не рассуждали лениво о том, что
в моей спешке нет никакого смысла. Я не хочу никого пугать, все и так
напуганы тем, что происходит в последнее время, но у меня нет выхода, я
обязан достучаться.
Просмотрите любой фильм о Катастрофе. Вспомните о ней и поймите, что
будет в десять раз хуже и страшнее. И это не я первый говорю. Об этом
написано у Ихезкеля, у Захарии, об этом писал уже в нашем веке Бааль Сулам.
Но все это воспринимают как литературу или исторические сказки.
Вот Вы сами уже изучили эти общие законы мироздания. И что - Вы уже
можете управлять миром? Вы можете избавить людей от страданий? Вы тогда,
наверное, могли бы что-то изменить и здесь, где нас выживают из этой земли,
и во всем просвещенном мире, где в 21 веке горят синагоги.
Я меняю то, что могу изменить. Но ни один человек, даже каббалист, не
может принести "на блюдечке с золотой каемочкой" спасение всему миру. Евреи
как народ - да, могут и должны.
Вы употребили безличную форму относительно того, что нас "выживают из
этой земли". Кто нас выживает?! Мы отдаем совершенно добровольно эту землю,
однажды нам данную, потом нам возвращенную. Мы отдаем сами, не ведая, что
творим. И не слушая тех, кто ведает!
Даже сейчас, в это время - после Катастрофы, после того, что Он сделал
с нами, после того, что Он вернул нас на эту землю, где нам предоставлена
последняя возможность постороить на месте Эль Аксы Третий Храм. Мы и сейчас
пытаемся уклониться от своей миссии, которую можем выполнить только находясь
на этой земле.
Наша капитуляция перед внешними врагами приводит к тому, что в
соответствии с общими законами мироздания и с конечной целью творения на нас
воздействуют все более жесткими методами. Мы не хотим добровольно выполнять
свою вселенскую миссию, но нас все равно будут толкать к этому с помощью
наших врагов, давлением всего человечества, вплоть до полного изгнания.
Из этой ловушки еще есть выход?
Конечно. Но я предупреждаю, что это единственный выход, и
воспользоваться им надо немедленно, если мы хотим здесь выжить, а не
захлебнуться в крови. Сегодня, когда процесс капитуляции идет полным ходом,
когда армия парализована, глава правительства парализован, народ
деморализован, мы тем не менее должны приложить максимальное усилие и резко
все изменить.
Мы должны показать всему миру, что не дадим себя уничтожить. В Израиле
должно быть объявлено военное положение - нам нужен военный режим,
правительство национального спасения, правительство генералов, полковников -
Шарон, Барак, Нетаниягу, кто из них годится в качестве военачальников, пусть
разберутся. Нам не нужен сейчас Кнессет, в котором заседают наши
естественные враги - арабские депутаты (они этого и не скрывают) и
миротворцы, парализовавшие волю народа к жизни на этой земле, раздавшие
оружие нашим врагам и несущие ответственность за пролитую в последние недели
кровь.
Не правительство национального единства нам нужно, а именно военный
режим, который должен взять на себя всю полноту власти и ответственности и
нанести мощный превентивный удар по Сирии, которая является нашим главным
врагом. Полностью сокрушить ее военную машину, лагеря подготовки
террористов. С Сирией мы и формально находимся в состоянии войны, она держит
Хизбаллу в качестве цепного пса, рвущегося с этой цепи, чтобы нас
уничтожить. Через нее Иран поддерживает и готовит террористические группы,
захватывающие наших солдат. Давно пора было признать, что так называемая
война "Шлом аГалиль" - неоправданная попытка ничего не решить. Ведь как
можно воевать против партизанщины, которую поддерживает и питает Сирия? Ведь
только Сирия - наш военный противник, создающий, подготавливающий и питающий
всех наших врагов, как внутри Израиля, так и со стороны Ливана. А то, что
она не воюет со своей территории - так разве же это оправдание врагу!
Мы должны уничтожить эту угрозу. Территории должны быть взяты в плотное
кольцо с введением 24-часового комендантского часа, разумеется, с полным
разоружением палестинских бандитов и ликвидацией любого сопротивления. Всех,
кто не захочет жить в этих условиях военного режима и под полным военным
контролем Израиля, необходимо вывезти в Сирию (я надеюсь, что не надо
объяснять, почему не в Иорданию).
Я предвижу все крики и возражения против этого сценария: международные
санкции, международный экономический бойкот, полная изоляция. И я еще раз
повторяю: хуже того, что нас ждет в случае непротивления, быть ничего не
может. Меры эти временные, но совершенно необходимые. Да, для этого нужна не
только военная мощь, но и возрождение силы духа, напрочь уничтоженного
"мирным процессом". Но альтернатива - гибель Израиля, причем страшная
гибель.
Мы должны четко предупредить мир - мы остаемся на этой земле и строим
Третий Храм для всего человечества. У нас еще есть силы и возможность
выдержать и выстоять. Если мы сейчас ею не воспользуемся, потом будет
поздно. Мы должны показать миру, что так просто не дадим себя уничтожить -
вплоть до угрозы применения ядерного оружия.
Нас загнали в угол - я не рассматриваю сейчас другой уровень, на
котором очевидно, что мы сами себя туда загнали, - но это делается чужими
руками, и руки эти по локоть в нашей крови. Нас может спасти только
страстное желание выжить, понимание того, что все здесь будут препятствовать
этому, и четкая картина нашего будущего в случае, если мы не воспользуемся
этой последней возможностью.
Я повторяю: все каббалисты, которые способны видеть и понимать механизм
того, как формируется будущее, видят здесь одно и то же - море еврейской
крови и море арабов. И не тешьте себя иллюзией, что от этого можно сбежать и
где-нибудь спрятаться: как только Израиль захлестнет гигантская волна
мусульманского нашествия, как только здесь начнется кровавая бойня, лютая
ненависть к евреям настигнет их везде - по всему "просвещенному миру" (в
вожделенной Америке будет еще хуже).
Спастись можно только здесь и спасти всех евреев на земле, но это надо
делать, и немедленно. Спасение - только в осознании возложенной на нас
задачи. Сказано у пророков, что как только Израиль пожелает воссоздать
Третий Храм, народы мира сами принесут сынов Израиля на своих плечах в
Иерусалим и во всем будут помогать им в этом.
Где же Вы раньше были, почему Вы молчали, когда этот процесс
капитуляции только начинался? В отличие от лидеров национального лагеря, Вы
сегодня не можете сказать: "Я предупреждал!".
Я ведь не Клинтон и не Биби, чтобы выступать по Си-Эн-Эн или у нас в
Кнессете. Я писал об этом в статьях, говорил по радио, приводил в своих
книгах пророчества великих каббалистов. Кто-то был способен это услышать?
Сегодня, когда мы действительно на грани пропасти, есть слабая надежда, что
меня услышат. А тогда - что я еще мог делать?
Еще осталось время что-то изменить? Или законы высших миров уже
сработали, и уже "запущен" механизм нашего уничтожения? Ведь Бааль Сулам
более полувека назад писал о море арабов на этой земле.
Нарушения закона мироздания не мгновенно вызывают реакцию в нашем мире.
Отводится достаточно времени на исправление. Сейчас оно действительно на
исходе, но мы можем еще попытаться остановить это колесо уничтожения. И для
этого мы должны действовать и в конкретных политических рамках, спасая
государство, и в сфере духовной, получив для этого хотя бы минимальное
представление об общих законах мироздания.
Чтобы не нарушить их окончательно и остановить грозящее нам уничтожение
и изгнание, чтобы предотвратить массовое купание в нашей крови, по модели
линча над евреем, случайно оказавшимся в арабском городе Рамалла (может
быть, не все заметили, что модель нам уже была продемонстрирована).
Сейчас надо, чтобы израильтяне поняли хотя бы одну простую вещь: надо
остановиться. Никакого мирного процесса не было в помине. Иллюзии
кремлевских ли, иерусалимских ли мечтателей о всеобщем немедленном
благоденствии неизбежно приводят к кровопролитию. Пора подумать, наконец, не
о всеобщем благоденствии, не о мифическом мире и дружбе со всеми народами, а
о выживании собственного народа и выполнении своей действительной задачи
перед другими народами.
Надо жестко сказать - это наше, мы никуда не сдвинемся с этой земли. Мы
только здесь можем выжить и выполнить свою миссию, возложенную на нас
Творцом. Даже те, кто в этого Творца не верит и слышать о Нем не хочет,
должен, по крайней мере, захотеть остаться в живых на этой земле.
Когда рава Ашлага спросили, какой смысл в создании киббуцов в Негеве,
где нет воды и ничего не может расти, он сказал: "С помощью молитвы возможно
все", - "Но они же не верят в Б-га!" - возразили ему. "Это неважно, -
ответил рав Ашлаг, - они так сильно хотят освоить эту землю, что их желание
и есть молитва."
Вы даже не можете себе представить, какую силу имеет четкое и ясное
намерение евреев остаться на этой земле! Это главное - на духовном уровне -
что может приостановить страшный процесс, который ведет к нашему
уничтожению.
И пусть каждый не думает: обойдутся без меня, кто-нибудь за меня
остановит. Все евреи ответственны за происходящее. Эта тяжелая круговая
порука заложена в нашей богоизбранности, которая неотменима. И наше спасение
только в одном - в выполнении своей миссии.
Мы были и останемся навсегда богоизбранным народом. Только нужно
постоянно помнить, в чем состоит цель нашего избрания. На нас и только на
нас возложена обязанность создать связь между всем человечеством и Творцом.
Мы принесли миру монотеизм и понимание Единого управления. На том, первом
этапе мы - вернее, наши праотцы - свою миссию выполнили.
И получили за это изгнания, преследования и - под занавес - Катастрофу?
О каком занавесе вы говорите? Я ведь объясняю, что нам еще предстоят
гораздо более страшные вещи! Вы упорно не желаете этого услышать. Изгнания и
преследования мы "получили" не за выполнение своей роли, они - результат
того, что мы перестали ее выполнять. Точно так же, как сейчас, никто не
услышал в свое время предупреждения о Катастрофе, а ее можно было избежать.
Свобода выбора есть всегда. Ни законы физики, ни законы высших миров вы
не можете отменить, но можете их использовать, если изучите. Евреи не
захотели тогда уехать в Эрец Исраэль и создать свое государство.
И все-таки оно все равно было создано. Что же это - случайность? Нам
дали полвека порезвиться в своем государстве на Святой земле, а теперь что -
все отменяется?
Государство было создано, но этого недостаточно. Я уже многократно
объяснял, что действиям свыше должны в ответ происходить действия снизу - то
есть от нас. Я уже говорил вам же в интервью, что нам была возвращена эта
земля и открыта книга "Зоар". А мы не приняли ни того, ни другого.
Мы не желаем знать, какая духовная сила действует на эту землю, какова
природа этой силы. Мы не изучаем закономерности и связи нашего народа с этой
землей: одни кричат - бросьте эти сказки про святость земли и камней,
священна лишь наша жизнь. Другие столь же громко кричат: эту землю нам дал
Всевышний, и не имеют ни малейшего желания изучать - для чего, почему дал и
кто Он вообще такой.
Поэтому "хазара ба тшува" - возвращение к вере - не имеет никакого
отношения к той духовной работе, которую должны проделать евреи на этой
земле. Мы видим сегодня, к каким страшным расколам в стране привели
спекуляции на религии, какой невероятный накал ненависти к религиозным
возник в обществе. Все рациональные объяснения этой ненависти никуда не
годятся.
Они не служат в армии? Смешно ломать копья из-за нескольких процентов
мужского населения, когда обсуждался вопрос о значительном сокращении
призыва. Они говорят, что надо закрыть некошерные магазины? Говорите тоже. В
одном только Иерусалиме их количество утроилось за последние десять лет. Они
закрывают улицу на время молитвы? Но объезд ее занимает ровным счетом три
минуты. Это просто детсадовские разборки.
Настоящие причины ненависти к религиозным в том, что они не выполняют
свою духовную миссию. Так же, как причина ненависти к евреям в том, что они
не выполняют свою миссию по отношению ко всему человечеству.
Поколения каббалистов работали, чтобы донести до нас книгу "Зоар" и
сделать ее доступной нашим поколениям. И что - она стоит в любом книжном
магазине, и сколько человек ее открывают, чтобы понять, как мы связаны с
Творцом, по каким законам и как мы должны работать со своей душой, со своим
"я", чтобы постичь Творца? Чтобы постичь Его замысел и тогда управлять миром
вместе с Ним и вместо Него, чтобы открыть всему человечеству путь в духовные
миры. Мы отказываемся от своей роли в этом мире, и именно за это нас
преследуют и хотят уничтожить.
До сих пор отношения евреев с Творцом были вроде бы их личным делом?
Разумеется нет! И неевреи это или понимают, или ощущают на
подсознательном уровне. Мы тормозим их на пути к постижению Творца. Я
неоднократно выслушивал за границей претензии неевреев, которые очень четко
ощущают нашу миссию и спрашивают: "Почему вы не строите Третий Храм? Почему
вы не осваиваете высшие законы управления и не передаете это знание всему
миру?".
И это абсолютно правомочный вопрос, задающийся людьми, понимающими нашу
задачу. В вашей же газете было опубликовано письмо мусульманских лидеров
Италии. Посмотрите, что они пишут: "Еврейский народ должен раз и навсегда
признать свое богоданное право на землю Израиля".
Я не хочу приводить длинные цитаты, но вы не поленитесь и посмотрите,
что пишут верующие мусульмане со ссылками на Коран. Они знают, как и многие
другие, что именно народ Израиля должен принести миру высшее знание. Если он
не несет другим народам это знание о духовном мире, о законах этого мира, он
препятствует всему человечеству достичь исправления, а значит совершенства и
счастья. И подсознательно это ощущают во всем мире, и это проявляется в
ненависти к Израилю.
Но и Творец требует от нас того же. И мы поэтому ощущаем давление с
обеих сторон: ни Творец, ни один народ в мире не является сегодня нашим
другом и защитником. Антисемитизм - это требование народов мира к народу
Израиля выполнить свое предназначение. Это я Вам говорю, чтобы Вы поняли
смысл антисемитизма на духовном уровне.
Я надеюсь, что Вы не сделаете отсюда вывод, что это оправдывает
антисемитов в мире материальном. А возвращаясь к материальному уровню, Вы и
сами видите, что мы даем возможность выжить нас отсюда. Пока это делали за
столом переговоров, мы, как бараны, резво бежали к миражу-миру. Когда в нас
начали стрелять, мы робко отстреливаемся, бросаем своих раненых истекать
кровью из страха поранить мирных палестинских пастухов.
Вы говорите, что все каббалисты видят одну и ту же страшную картину. Но
в течение последних семи лет десятки, если не сотни совершенно светских
людей, не имеющих никакого отношения к Каббале и высшему знанию,
предупреждали ровно о том же. И кому это помогло?
Разумеется, в Израиле достаточно трезвых, разумных и умеющих
просчитывать исторические причины и следствия людей. Проблема в том, что
разумным людям не верят. Им верит небольшое количество тоже разумных людей.
Сумасшедшие и одержимые всеобщим угаром немедленного мира - хоть на 48 часов
- и счастья для всего человечества, назовут мракобесами, подстрекателями и
этих разумных людей, и меня, не изучавшего историю и не разбирающегося в
политике, но имеющего другие инструменты для того, чтобы рассмотреть наше
будущее.
И все-таки, возможно, что как раз для этих оглушенных и одержимых
"миром" (это ведь разновидность религиозного экстаза), предупреждение
каббалиста - последний аргумент, способный остановить их на краю пропасти,
куда уже свалился их вожделенный "мир" и куда он уже затягивает всех нас.
Поэтому я говорю: остановитесь и сопротивляйтесь, иначе погибнете страшной
гибелью!
Мы, выходцы из бывшего СССР, хорошо знаем, что делать, когда "отечество
в опасности". И если мы не придумали новых песен, поднимающих дух народа, то
вспомним хотя бы старую: "Идет война народная, священная война!". Да, нам
предстоит воевать "с проклятою ордой", и у нас не должно быть ни малейших
иллюзий относительно ее намерений уничтожить нас.
Мы должны воевать и победить. Мы больше не имеем права выпрашивать у
них мира и унижаться. В этом униженном состоянии им ничего не стоит нас
уничтожить. Израиль готов к войне, но пока лишь технически. Для того чтобы
произошли коренные изменения, народ должен захотеть их и потребовать от
своих лидеров. Без этого требования снизу, без воли к жизни и сопротивлению
Израиль спасти невозможно.
К русскоязычным израильтянам
Интервью кинорежиссеру С. Винокуру, 13.11.2000
Нынешняя ситуация в стране непростая. Кто-то называет ее тревожной,
кто-то называет ее началом конца, кто-то говорит, что есть какой-то выход у
страны, а кто-то - что выхода нет. Этим окрашено наше тревожное время. Мы
говорим сегодня с равом Михаэлем Лайтманом, каббалистом, автором шестнадцати
книг по Каббале. Я вспоминаю, что около полугода назад в русскоязычной
газете "Вести" вышла его статья, в которой он, в принципе, предупреждал, что
произойдет через полгода. Рав, скажите пожалуйста, Вы уже тогда предвидели,
что будет, и как Вы сейчас оцениваете происходящее в стране?
Рав М. Лайтман: Я оцениваю происходящее как естественное развитие
событий, потому что изначально вся история человечества ведет к тому, чтобы
заставить наш народ выполнять свои мировые функции, свою мировую миссию,
которую свыше нам поручено выполнить. Мы обязаны постичь духовный мир,
Высший мир, взять в свои руки все бразды правления мирозданием, обучить
этому все остальные народы и все вместе, всем человечеством таким образом
прийти к максимально оптимальному существованию - вечному и совершенному.
Это звучит, может быть, как сказка, но к этому нас подгоняет природа
нашего мира, управляемая высшей силой свыше, и у нас не будет никакого
другого выхода, кроме как принять на себя эту миссию. В 20 веке наше
положение было довольно плачевным, но в начинающемся, 21 веке, нашему народу
будет во много раз хуже, если мы не осознаем, что же на нас возложено.
Весь мир ощущает, что в еврействе есть какая-то тайна, весь мир ждет от
нас чего-то. Мы же, вместо того чтобы познакомиться с тем, что от нас
ожидают, лезем в дела каждого в этом мире. Мы пытаемся развивать этот мир,
вместо того чтобы его духовно поднимать и оживлять.
В моих встречах со многими духовными лидерами мира я слышал от них одну
и ту же жалобу, претензию к нашему народу: "Почему вы не строите Третий
Храм? Почему вы не выполняете то, что должны выполнять? Вы должны обучить
весь мир, каким образом ощутить Корень Жизни, знать, для чего мы живем.
Через вас приходит свет в этот мир. И в вашей же Торе сказано, что вы должны
быть светочем для гоим, всех народов. Ну где же это в вас?"
Все эти претензии небезосновательны. Но беда начинается с того, что мы
сами не знаем своего предназначения, не знаем, в чем мы перед миром
виноваты. В первую очередь это мы и должны выяснить!
Вся история человечества нисходит свыше под действием высших сил,
которые гонят все человечество к определенной цели. В первую очередь эти
силы действуют на нас, потому что мы находимся в самом первом ряду. Мы -
самые первые, которые должны вырасти до духовного уровня, ощутить высший
мир, научиться управлять нашим миром, своим будущим. Это требуется от нас. И
это возможно, потому что у нас есть методика освоения этой науки управления
мирозданием.
Эта методика называется "Хохмат аКаббала" - "Наука Каббала", наука о
том, как устроен наш и высшие миры, и как они управляются и управляют
человеком. Зная это, мы сможем правильно управлять высшим миром, так, чтобы
оттуда в наш мир нисходили самые оптимальные, благожелательные указания.
Этого ждет от нас весь мир. И пока мы не будем таким образом
целенаправленно правильно действовать, вся природа будет нас толкать к этому
через всевозможные страдания: от наших соседей, внутренних распрей, войн,
болезней - до тех пор, пока мы не возьмем на себя эту функцию.
То есть, в принципе, на нашей голове всегда будут сидеть палестинцы?
На нашей голове все больше и больше будут сидеть и палестинцы, и весь
мир. Нас будут гнать и истреблять во всем мире. До тех пор, пока в нас не
ощутят необходимости. А сегодня мы ведем себя так, что в нас ощущают вещь,
совершенно ненужную всему миру, не полезную или хотя бы нейтральную, как
остальные народы, а именно ненужную, потому что мы можем быть или вредными,
если живем как все, или полезными, если будем выполнять свою миссию перед
другими народами.
Многие считают, что это ощущение евреев, что они особые, что им
говорят: "Вы особые, вы должны вести мир", - это нервирует и заставляет их
доказывать, что они такие, как все. Это ощущение нерелигиозных людей здесь,
в Израиле.
Это не имеет совершенно никакого отношения к религии. Религия
занимается внешним, механическим выполнением законов духовного мира.
Исправление же мира зависит от того, насколько человек знает законы
духовного мира и соответствует им. Религиозные люди этого не изучают.
Если вы спросите религиозного человека: "Что такое Каббала?", - он
скажет, что это нельзя изучать, я ее боюсь и тебе не советую, а незнание
Каббалы не мешает мне выполнять заповеди и молиться." Т.е. религия народная,
массовая, которую мы наблюдаем вокруг нас, не имеет никакого отношения к
Каббале.
Каббала не имеет отношения ни к нации, ни к народности. Она дана всему
человечеству для того, чтобы узнать все мироздание, а не только наш
маленький мирок, обучиться управлению этим мирозданием, взять на себя
функции управления и управлять так, чтобы всему человечеству бало оптимально
хорошо.
И первыми это должны сделать евреи?
И первыми это должны сделать евреи. Эта их миссия обусловлена строением
общей души. Когда человек начинает изучать эту систему строения общего
мироздания, общей души, он начинает понимать причины всего с ним
происходящего: почему и как он родился, почему здесь и именно так живет, как
существует этот мир и почему именно действует на него страданиями и не
оставляет в покое. Одновременно человек изучает, как эту систему воздействия
на него можно исправить, скорректировать разумно, правильно для себя и для
других. Становится ясно, почему в первую очередь именно евреи должны освоить
управление миром, а затем только остальные народы.
Вы имеете в виду, что каждый еврей должен стать каббалистом?
В нашем мире есть личности, которые очень сильно влияют на человечество
или на свой народ, но у большинства людей влияние как личностей ничтожно.
Так же и во влиянии на высшее управление: есть каббалисты, которые влияют и
управляют высшим миром, а через него и нашим, как главы народов в нашем мире
управляют народами, а есть массы, которые должны помогать духовным
личностям, ценить их работу, распространять знания.
Как в нашем мире каждый обслуживает каждого своим трудом, так и в
духовном все души взаимосвязаны. Как в нашем мире сапожник участвует в
открытии тем, что сделал обувь ученому, так и в духовном работник печати
создает условие для исправления мира.
Слово "каббалист" означает, что человек, носящий это звание, живет
среди нас и совершает какую-то работу в высшем мире. Для этого он должен
знать устройство высшего мира, каким образом на него можно влиять, чтобы
оттуда нисходили в наш мир только добрые силы.
Если бы человек не знал законов нашего мира, он, как младенец, свалился
бы с горы, упал в огонь, нанес бы себе рану. Мы же не даем ребенку острый
предмет, не ставим его на подоконник. Незнание законов природы приводит к
трагическим последствиям для человека. Даже в нашем мире. Но незнание
законов высшего мира, их нарушение является причиной тех страданий, которые
постоянно испытывает человечество.
Мы практически существуем в нашем мире, как слепцы, не зная законов
высшего мира, потому что свыше нисходит все и воплощается в материю этого
мира. Каббала раскрывает нам законы высшего, а потому и нашего мира. Это
самая практическая наука, это самые необходимые для нас знания.
Но почему только сегодня мы должны ее изучать?
Потому что в процессе кругооборотов жизней в течение всей истории
человечества мы, да и остальные народы, уже развились до такой степени, что
обязаны начать исправление, т.е. принять управление миром на себя.
Человечество обязано подняться на уровень "человек".
Конкретно, что делать, чтобы страдания исчезли?
В первую очередь - учиться. Учиться, как учатся физике, химии, как мы
учим законы природы, чтобы приспособить ее для себя. Так мы должны изучить
законы высшего мира, как ими можно управлять, чтобы спокойно, хорошо жить.
Больше ничего. Одновременно изучается их психическое, психологическое,
духовное влияние на нас.
Вы думаете, что человек, послушав Вас, сразу бросится изучать Каббалу?
Он поверит Вам, что от знания Каббалы исчезнут его враги, исчезнет угроза
для страны, для его жизни? Как ему в это поверить? Поверить, что изучением
он убивает врагов?..
В человеке заложена вера в то, что можно желанием, мыслью, намерением
управлять миром, и что есть люди, которые им управляют. Ко мне приходят
обычные люди, просят, чтоб я им помог. Чем, они ожидают, я им помогу? Денег
у меня нет. Армии у меня нет. Протекции в правительстве нет. Я тихонько сижу
в своем углу. Т.е. эти люди верят, что я обладаю силами видеть будущее и
скорректировать его добром для них. Т.е. люди верят в то, что возможно
управление нашим завтра, что это управление именно знанием высшего
"духовного" мира.
Так вот, каббалисты говорят о том, что этим знанием может обладать
каждый. Изучая Каббалу, человек, уже в той мере, в которой он ее изучает,
положительно влияет на свое завтра, даже если не целенаправленно, не зная
точно, какие именно случаи, готовящиеся ему на завтра свыше, он должен
изменить, нейтрализовать или оставить без изменений.
Каббалисты говорят, что даже простое чтение каббалистических текстов
кардинально и немедленно меняет наш мир. А если бы это происходило в
масштабе целого народа!? Я написал 16 книг по Каббале на русском языке, мой
Интернет - на 13 языках. Потому что когда люди читают, даже если они не
понимают, что читают, они уже вызывают на себя свечение высших источников
света, которые руководят нашим миром. Повышенное свечение высшего света
немедленно положительно влияет на мир. И хотя они не ощущают результата
своих действий, не видят явно связи учебы и следствия, они должны этому
верить, как верят, когда обращаются ко мне, что я могу изменить их судьбу.
Все каббалистические книги говорят о том, что даже неосознанная связь с
Каббалой уже создает такую структуру вокруг нашего мира, такое положительное
влияние, что в нашем мире немедленно вызывается положительное изменение.
Народы мира в это верят, и люди говорят мне, когда разговаривают со мной:
"Почему вы не строите Третий Храм?". Что значит Третий Храм? Это как бы
земное отображение духовного пульта управления мирозданием.
Народы мира в это верят, это вообще очень распространенное мнение о
нашем народе. Существуют ведь целые секты и течения, проповедующие то, что
евреям надо помогать переселяться в их землю...
Мы должны наконец осознать, понять, почему мы такие ненавистные. Нам
никуда от этого не уйти, нас даже невозможно уничтожить, как остальные
древние народы, мы останемся как ведущая группа в развитии человечества, все
равно мы обязаны будем выполнить эту миссию.
Я хочу сделать вывод из первой части нашей беседы, что все страдания и
все нависшие неприятности и несчастья над страной как бы гонят нас в
туннель, который ведет нас к Творцу.
Все обстоятельства гонят нас к Высшей силе. Гонят к тому, чтобы мы
научились управлять мирозданием, чтобы мы были осознанно действующими в этом
мире. Ведь человек живет, не зная завтра: упадут ли его акции, упадет ли
что-то на голову, что будет с его детьми, что произойдет с миром? Как можно
таким образом существовать в этом мире?
Человечество развилось до уровня, на котором оно обязано освоить высший
мир. Лень, нежелание осваивать высшее вызовет жесткое внешнее давление, в
первую очередь на нас. Арабы здесь ни при чем, и все остальные народы ни при
чем. Я их не оправдываю, не призываю любить за их ненависть к нам, но они
марионетки в руках высшей силы, и они будут давить на нас, пока мы не
осознаем, что нам надо подчиниться законам мироздания.
А мы только в тот момент, когда на нас действуют огромные страдания,
способны немножко осознать необходимость поиска выхода из этого состояния.
Но как только страдания прекращаются, мы сразу же возвращаемся к обычной
жизни, и вновь все нам кажется не так уж плохо, хотя нам самим ясно, что это
только временное прекращение острого давления, но все равно послабление в
страданиях немедленно расслабляет нас.
Не зря мы названы в Торе жестоковыйным, упрямым народом! Это следствие
нашего огромного эгоизма, который должен бы толкнуть нас к высшему, но пока
это произойдет, я не представляю, каким образом можно это исправить в нас.
Ну хорошо! Представим, что человечество, евреи это поняли. Что
произойдет в тот же момент?
Как только даже не все человечество, а только наш народ, и не
миллионами, а тысячами, начнет изучать Каббалу для того, чтобы исправить
наше состояние, наше состояние изменится. Те же арабы и все остальные
народы, вместо ненависти, начнут помогать нам. Потому что, помогая нам, они
получат через нас Высшее знание и доброе будущее. Сказано у пророков, что в
будущем народы мира принесут сынов Израиля на плечах в Иерусалим и заставят
строить Третий Храм.
Проблема только - каким образом заставят... или добрым путем, или путем
страданий. Т. е. если бы через книги, Интернет, лекции, статьи в газетах наш
народ осознал необходимость изучения Каббалы, начали бы тысячи ею
заниматься, немного, в свободное время, мы бы вызвали этим извне настолько
интенсивный высший свет, что он бы защитил нас, сделал бы нас притягательной
силой в глазах всех народов, а не ненавистным народом на земле.
На сегодня же у всех в мире есть ясное ощущение ненужности миру нашего
народа. И эта ненависть во всем мире постоянно растет, даже среди тех
народов, которые понаслышке знают, что такое существует. Как только любой
народ достигает своего определенного уровня развития, тут же начинает в нем
возрождаться антисемитизм, хотя он не понимает и не знает, откуда это и что
это.
Есть много народов на земле, с которыми у нас никогда не было никакого
контакта, но несмотря на это ненависть к нам подсознательно, автоматически
возникает изнутри народа, и исходит она из самого закона развития. Потому
что и они начинают нуждаться в духовном подъеме, они начинают зависеть в
большей степени от духовных сил. И хотя это знание в них неявно,
подсознательно, но они начинают ощущать, что в чем-то зависят от нас. И
тут-то и возникает ненависть.
Возвращаясь к сегодняшним событиям, это отменяет сильную армию, которая
должна мгновенно реагировать?
Нет! Ничего не отменяет, потому что пока мы не будем в состоянии
духовно управлять, т.е. до тех пор, пока мы не будем светочем для других
народов, пока есть ненависть на земле и не достигнуто глобальное
исправление, мы обязаны иметь сильную армию.
Но как только мы начнем заниматься внутренней частью мироздания, сразу
же свыше начнет нам светить высший свет, и все народы подсознательно начнут
ощущать, что Исраэль им нужен. Сразу же прекратится потребность в силе. Но
до тех пор, пока мы не воюем против самих себя, мы должны содержать армию,
чтобы воевать против внешних врагов тоже.
Поэтому у нас может быть только одно: или борьба за освоение духовного
мира, или борьба за выживание в этом мире, которая, в принципе, в таком
виде, как сегодня, обречена на провал. Страдания все равно заставят нас
взяться за Каббалу.
Как должна реагировать армия сейчас?
Армия должна действовать в нашем мире. Важно как можно большему
количеству населения начать изучать Каббалу, т.е. заниматься истинным
исправлением мира. Вследствие этого немедленно повысится интенсивность
излияния высшего света на наш мир. Все на Земле зависит от интенсивности
духовных источников, которые светят на нас свыше. Мы не ощущаем этих
источников, но мы ощущаем их следствия: хуже нам - значит они светят меньше,
лучше нам - значит они светят больше.
Пока мы не можем возбудить эти источники светить на нас, армия должна
делать свое дело. У нас есть враги внутренние, есть враги внешние. Надо
бороться с ними одновременно. Наш внешний враг в наше время - это Сирия. Она
подстрекает против нас все арабское население нашей страны, обучает в своих
тренировочных лагерях, вооружает его, снабжает деньгами. Египет - это наш
идеологический враг.
Сирия управляет Ливаном, группами террористов в Ливане и здесь, в
Израиле. Нам необходимо разгромить всю ее военную машину, тренировочные
лагеря для террористов. Не трогая гражданское население, все остальное
должно быть уничтожено. Этим уничтожится источник проблем с Ливаном и внутри
страны. Может быть, и не понадобится трансфер.
Необходимо территориальное разделение двух народов, чтобы дать обоим
возможность существования, а не непрерывного противостояния. Если
одновременно с нашими военными действиями мы будем изучать Каббалу, весь мир
поможет нам и оправдает нас во всем. Мир любит, когда Израиль сильный, когда
Израиль не слушает его, потому что надеется, что сейчас Израиль поведет его
к освоению высших духовных источников, благодаря которым все человечество
спасется и обретет уверенное будущее.
То есть Вы считаете, что сейчас, когда ищутся мирные возможности
урегулирования, мир отвернулся от нас?
Конечно! Никто в мире не желает нашего существования, и если мы не
изменимся, все будут против нас, будут желать нашего уничтожения и
содействовать этому. Так действует общий мировой закон, который желает
поднять все человечество до духовного уровня, уровня управления всем
мирозданием, и мы этому основному закону противимся. Так что основной закон
мироздания против нас.
Скажите, пожалуйста, только попроще: что означает управлять
мирозданием? Понятие "мироздание" для человека размыто, понятие "управлять"
тоже.
Все, что есть в нашем мире, нисходит из Высшего мира. Но из нашего
мира, от наших действий, мыслей, взаимоотношений поднимается наверх наша
энергия, на сегодняшний день отрицательная. Вот она-то и определяет
отрицательное влияние на нас Высшего управления. Высшее управление в итоге
нисходит к нам отрицательным. Мы ощущаем удары судьбы. Высшее управление
заставляет нас находиться в разногласиях между собой, внутри себя, с детьми,
с соседями, внутри народа, со всем миром.
Управлять мирозданием - означает знать, каким образом правильно
поднимать наверх свои чувства, свои мысли, свои желания. Это то, что люди, в
принципе, просят, когда обращаются ко мне. Например, телефонный звонок:
человек говорит, что сегодня у него в 10 утра очень важное для него судебное
разбирательство, или экзамен, или еще что-то, и просит помочь, помолиться.
Обычно это человек, не имеющий никакого отношения к религии, но он
чувствует, что без этого не обойдется, в этот момент он готов на все.
Каббала же утверждает, что каждый может определять себе свое будущее, и все
вместе мы можем делать самое лучшее будущее для себя.
Желая нам лучшего, Творец дает нам страдания?
Нет! Страдания мы вызываем неправильным отношением к природе. Каббала -
это как любая другая наука. Разве мы можем правильно обращаться со сложной
машиной, если не знаем ее устройство, не знаем, каким образом ею управлять?
Мы существуем совместно с природой, это подобно взаимодействию человека с
какой-то машиной. Но мы не знаем, каким образом устроена природа, мы не
знаем, каким образом на нее воздействовать, чтобы получить оптимально
хороший для нас результат, реакцию на свои действия.
Нам ничего не остается, кроме как или продолжать страдать, или изучить
эту машину и знать, каким образом ею управлять. Каббала - это наука об
устройстве и управлении всей, высшей и низшей природой, это естественная,
практическая наука, которую в конце концов мы должны освоить первыми, а
после нас - все остальное человечество.
Но даже если человек согласен, что знания Каббалы очень важны, он
боится ее сложности.
Эта наука нисколько не сложная, она ведь заранее самой природой
предназначена для ее освоения всеми. Каббалу не надо изучать, как науку
нашего мира, ею надо просто интересоваться, и тогда она сама становится
понятной любому человеку. Любой может стать великим каббалистом, но этого и
не требуется. Надо только интересоваться этим. Этого достаточно, чтобы
коренным образом изменить излучение на себя свыше.
Ты хочешь, чтобы у тебя было хорошее завтра? У тебя назавтра, допустим,
экзамен по вождению, прием на работу, выяснение отношений с женой, посещение
школы из-за проделок сына, решение вопроса об операции, угроза войны и
падение акций. Почему тебя не интересует, как запрограммировать завтрашний
день? Почему ты звонишь мне в самый последний момент - авось я тебе помогу?
Потому что уверен, что сам не могу это сделать.
Но если ты веришь мне, что я в состоянии тебе помочь, так поверь и
моему совету: "начни это делать сам". Как только ты откроешь книжку по
Каббале, как только начнешь слушать аудиокассету, смотреть фильм о Каббале,
сразу же свыше все начнет изменяться. Все каббалисты говорят, что важно само
бережное отношение к Каббале, увлечение ею - и большего не надо. Влияние на
судьбу происходит не оттого, что человек что-то делает в высшем мире, а
оттого, что считает высший мир более важным, чем этот. В меру этой важности
высший мир положительно влияет на нас. А для такого отношения к высшему не
нужны особые способности. Короче говоря, в той мере, в которой для меня
духовное важнее, чем окружающее, в той мере духовное улучшает мою жизнь,
вокруг все успокаивается: соседние страны, палестинцы, семья, дети,
здоровье. Ведь все отрицательное в мире происходит вследствие отсутствия
сознательного управления природой.
Но как Вы можете по просьбе человека сделать ему нормальный день,
почему группа каббалистов не может это сделать для Израиля?
До нашего времени отдельные каббалисты получали свыше такие задания. В
течение всей истории человечества каббалисты смягчали Высшее Управление. Но
в настоящее время человечество достигло такого уровня развития, когда вопрос
"В чем смысл жизни?" должен решиться каждым для себя. Потому что его решение
раскрывает перед человеком высший мир. А только это способно дать человеку
комфорт и совершенство. Так он устроен природой, хотя еще и не осознает
этого.
В Каббалу должны прийти не все, а только те, в ком кричит вопрос о
смысле жизни, кто готов искать причину своих страданий. Мы видим, что весь
мир построен по пирамиде: есть занимающиеся наукой, первооткрыватели, затем,
ниже их - осваивающие открытие в лаборатории практически, затем уже заводы,
и так открытие входит в обиход. То, что сейчас открывают, мир применит через
десятки лет.
Так и в духовном мире: исследовать Каббалу должны единицы, но нужны
массы, которые будут заинтересованы, будут помогать им. А затем, по такой же
пирамиде, все будут связаны с Высшим Управлением и смогут все извлечь из
него пользу.
Наше отношение к Каббале определяет ее влияние на нас. Кто отрицает ее
важность, причиняет нашему народу самый большой вред! Известно, что наша
мысль влияет на живые организмы, растение ощущает отношение человека к нему,
вся природа ощущает хорошее или плохое отношение к ней человека. Не только
экстрасенсы, но и все люди верят в воздействие на окружающее мыслями,
желаниями. В народе это называется дурной глаз, сглаз.
Я снова попытаюсь спросить о сегодняшнем дне. Что Вы можете сказать по
поводу Иерусалима и борьбы вокруг него, которая сейчас происходит?
А зачем нам Иерусалим, если у нас практически нет государства,
государственной символики, сионизма, идеологии? Свободный от своих
обязанностей перед государством и народом превозносится выше всех. Хотя для
арабов, по исламу, Эль Акса не важна, они возвели это в высшее и добиваются.
А у нас в правительстве рассматриваются планы альтернативной столицы...
Но ведь выросло другое поколение, нет мотивации служить в армии у
многих...
Это мы вырастили, а теперь пожинаем плоды. Ко мне приходят родители
детей-наркоманов, бездельников, проституток, воспитанные на том, как бы
полегче прожить без коллективной ответственности. Люди спокойно говорят о
закрытии государства. Но природа самыми жестокими методами заставит нас
остаться и жить по ее законам, а не выдуманным нами. Почему не уезжали из
Германии в Палестину, пока было возможно? Ждали концлагерей?
Как Вы смотрите на то, что сегодня некоторые евреи собираются уезжать,
чтобы избежать гибели, в Канаду, в Австралию?
Ничего не поможет, и там будут погромы. Именно здесь самое безопасное
для евреев место!
Вы сказали, что мы сами вырастили это поколение, не желающее служить в
Армии, работать. Возможен ли обратный путь, возможно ли восстановить все,
вернуть сильную армию?
У нас армия технически сильная, но духовно слабая.
Для этого нужна мотивация. Осознание того, что иного места для нас нет.
Иной планеты тоже нет. Я обращаюсь именно к русскоязычным израильтянам, они
более сознательны, и за нами, как ни странно, Россия. Мы, в наших галутах,
оставили в этих странах частички своей души. Они остались среди тех народов.
Они подсознательно ждут от нас решения. А есть такие, что и осознанно
понимают это. Именно мы, русскоязычные израильтяне, обязаны освоить Каббалу.
Мы в состоянии изменить мир. Одни мы - этого хватит!
Хотя я обучаю и выступаю в основном на иврите, среди израильтян отклик
минимальный. Они убиты духовно. Русскоязычные новые израильтяне - нет. И
поэтому я считаю, что если бы 20-30% русскоязычных израильтян
заинтересовались Высшим управлением, мы бы кардинально изменили всю
структуру страны, расстановку сил в мире.
Для того чтобы изменить характер Высшего управления в нашу пользу, не
нужны миллионы людей. Это изменение определяют, как в пирамиде, единицы,
стоящие во главе духовного движения народа. Конечно же, все человечество
осознает, что каждый обязан в зависимости от характера своей души и в
зависимости от меры ее емкости заниматься Каббалой. Я вижу, как духовные
руководители поколения, видящие строения души каждого, будут помогать и
указывать каждому его оптимальный вид занятий для исправления своей души.
В итоге человек будет жить тем, что его будут обучать правильно
взаимодействовать с окружающей нашей и духовной природой. Каббала ведь от
слова "получать", как правильно получать от мира. Этому будут обучать в
школах, ведь только это и надо знать человеку. Но если активно процентов 30
русскоязычных израильтян заинтересуется Каббалой, этого будет достаточно,
чтобы изменить к лучшему воздействие на нас свыше Высшего управления. Уже
этим мы выведем за пределы любой черты и далее всех наших врагов.
Значит, я могу сделать такой, почти фантастический вывод: что будущий
Израиль в руках русскоязычных евреев?
Это несомненно! Так же, как я надеюсь, что через Россию мы в таком
случае получим очень большое духовное подспорье, от которого-то и
восстановится та страна.
Вы считаете, что не зря и Россия испытывает тоже мусульманское влияние?
И не только мусульманское влияние, а вообще находится в таком
бедственном положении.
Это как бы соединяет две страны?
Да! Потому что мы там оставили очень много частичек своих душ (келим -
сосудов), а поэтому, естественно, связаны с Россией и страдаем параллельно.
Это следствие изгнания народа Израиля: в той стране, где он находился, он
оставил свои духовные части, и эта связь обязана в будущем проявиться и дать
свои следствия.
Но Вы за сильный Израиль как духовный, так и военный?
Военная мощь нужна как компенсация духовной слабости, как страдания -
это проявления необходимой компенсации духовного падения. Нам необходима
сила сдерживания, потому что мы пока мыслим только на земном уровне. Но как
только наши земные и духовные заботы будут в нашем сознании зависеть от
одного Источника, нам не понадобятся иные силы нашего мира, которые, в
общем-то, только компенсируют нашу духовную слабость.
Зачем понадобится мне здравоохранение, на которое тратится больше, чем
на оборону? А вся оборона? Сэкономьте на этих двух статьях расхода общества
и представьте освобождающиеся ресурсы.
Вы предвидите, что человек не будет болеть?
В идеальном виде, да! Но это после всеобщего исправления. Ведь болезни
- следствие недостатка наполнения души светом. Все болезни и все войны
только из-за неправильного управления природой. При правильном же
воздействии человека на Высшее управление, естественно, исчезает потребность
во множестве функций государства и общества: в судах и тюрьмах, школах и
воспитании. Рав Ашлаг пишет об этом в своем труде "Последнее поколение".
Последнее, потому что ему уже незачем изменяться, и его форма только
улучшается.
Мы уже прошли эти сказки в России, но Высшее управление заставит нас не
по манифестам, а по книге "Зоар" изменить свое отношение к нему. Потому что
человек свою природу связывает с природой окружающей, а не с духовной. В
итоге развития, эгоистического развития, возникает все больший разрыв между
человеком и высшим миром, отчего высший свет все больше скапливается перед
входом в наш мир. Чем больше интенсивность его свечения издали, тем больше
мы ощущаем его отсутствие в нас, т.е. тем большие страдания, болезни,
дискомфорт мы ощущаем.
Об этом говорят не только каббалисты, а даже экстрасенсы, ясновидящие,
все люди, которые более или менее ощущают мироздание на более тонких
уровнях, они то же самое говорят.
Т.е. можно сказать, что чем больше разрыв у человека между материальным
и духовным, тем серьезнее у него болезнь? Можно провести такую параллель?
Естественно! Это пишется напрямую в "Зоар", в книгах рабби Ашлага: все
страдания - только от недостатка высшего света. Недостатка, который мы
вызываем. Как только мы научимся правильно вызывать Высший свет, он сразу же
облачится во все объекты нашего мира, наполнит собою все вокруг - и сразу же
в каждом объекте исчезнет его недостаток, проблема, болезнь.
Можете ли Вы сказать, в течение какого времени может произойти этот
переворот?
Мы сейчас находимся в таком состоянии, когда это должно случиться уже в
наши дни. Самые великие каббалисты писали именно о нашем времени. И самый
большой каббалист нашего времени рав Й. Ашлаг, мой Учитель, говорил об том,
что с 1995 года и далее начнутся решающие годы в духовном развитии
человечества.
Посмотрите, какие фильмы делает о будущем человечества кинематограф.
Каким ужасным они представляют наше будущее! Развалины цивилизации, остатки
людей бродят, как тени, выращивают какие-то растения для скудного
пропитания, часть из населения - мутанты. Сегодня уже нет ни одного
оптимиста!
Нужно совсем немного для счастья. Природа направляет человечество к
причине его несчастного состояния - к нам. В "Предисловии к книге "Зоар"
рабби Й. Ашлаг объясняет, что все человечество построено по принципу
пирамиды. На самом ее верху находится наш народ. Ниже - остальные народы.
Точка соприкосновения народов с духовным проходит через нас, находящихся на
острие пирамиды.
Если мы эту точку соприкосновения с духовным не сделаем точкой
действительного контакта, то не пройдет через нас свет к остальным народам,
и вся находящаяся под нами часть пирамиды будет ненавидеть нас и стремиться
уничтожить, сменить. Таким образом, давлением народов на нас природа
стремится заставить нас создать контакт между нашим и духовным мирами. Мы
обязаны будем это сделать. Весь вопрос только - как бы поскорее понять это,
чтобы сократить ненужные страдания. Но не зря сказано о нас, что мы упрямый,
жестоковыйный народ!
Вы говорите и о народе, и о земле Израиля. И у земли есть своя миссия?
Да. Земная поверхность делится на страны соответственно населяющим ее
народам. Т.е. соотношения стран, поверхности земли построены по тому же
принципу пирамиды, что и народов. Существует каббалистическая география,
изучающая, как на каждую часть земли влияет своя определенная духовная сила,
так называемый "свой ангел".
Поэтому есть определенная духовная сила в Израиле. Поэтому настоящие
каббалисты всегда стремились жить только здесь. Если народ не соответствует
этой духовной силе страны, он изгоняется из нее. Но затем, если
обстоятельства меняются, та же сила вынуждает народ вернуться.
Особая духовная сила влияет на землю Израиля, еще более высокая
духовная сила влияет на место, где находится Иерусалим, еще более высокая
духовная сила влияет на место, где находится Храм, и самая высшая сила
влияет на место, где находится в Храме Святая Святых - место соприкосновения
нашего мира с духовным, где 10 сфирот Высшего мира соприкасаются с нашим
миром.
Все имеет свою четкую иерархию, систему строения, и человек должен это
все знать, должен всем этим управлять. Природа заставит его это сделать. Мы
обязаны строить Третий Храм в себе и на месте Эль Акса, и как только начнем,
весь мир нам поможет. Ведь это пульт управления мирозданием.
Скажите, пожалуйста, и это, может быть, последний вопрос: возможно еще
одно изгнание?
Нет. Душа состоит из 4 слоев. Против каждого слоя души обязано быть
свое изгнание и свое возвращение в страну Израиля. Мы закончили последнее
изгнание, и поэтому каббалисты призывают вернуться из изгнания духовного, к
своей исторической миссии.
Что Вы посоветуете человеку, который будет читать эту статью?
Посоветую связаться с нашим Центром по распространению каббалистических
знаний "Бней Барух". Мы ведем десятки бесплатных занятий по всей стране.
Посоветую изучить наш Интернет. Там вся каббалистическая литература, аудио-
и видеопособия, чертежи, форум. Через Интернет можно присутствовать на наших
уроках в реальном времени. Любой человек может написать нам письмо, приехать
к нам, участвовать в наших экскурсиях, подключиться к нашим занятиям,
получить книги, аудиокассеты, бесплатные брошюры и пр.
Мы обучаем человека самому планировать свое будущее, а не звонить мне с
просьбой помочь, если завтра тяжелый день. А вместе мы сможем
спрограммировать наше будущее.
Повзрослевшее человечество
Журнал "МИГ", 15.12.2000
После нескольких месяцев теоретических занятий Каббалой, которые вел
рав Михаэль Лайтман на страницах нашего журнала, редакция решила обратиться
к нему с просьбой прокомментировать наши сегодняшние реалии с точки зрения
Каббалы и дать, насколько это возможно, прогноз на ближайшее будущее. Затем
в нашей рубрике "Каббала. Тайное учение" мы продолжим публикации материалов
рава Михаэля Лайтмана, а также его ответов на вопросы читателей.
Рав Лайтман, Ваши прогнозы, периодически появлявшиеся на страницах
русскоязычной прессы, всегда были довольно пессимистичными и мало чем
отличались от прогнозов журналистов и аналитиков, принадлежащих к
национально-патриотическому лагерю. Сегодня и Ваши, и их прогнозы уже стали
реальностью. Как Вы ее оцениваете и как будут развиваться события с Вашей
точки зрения - точки зрения каббалиста?
Рав М. Лайтман. В развитии событий последнего периода есть неумолимая
логика. Не только для каббалиста, но и для любого разумного человека нет
ничего неожиданного в том, что мы сегодня наблюдаем. Но с точки зрения
разумного человека все происходящее есть следствие идеологических и
политических ошибок, военной и политической слабости, которую демонтстрирует
Израиль, а с точки зрения каббалиста корень наших проблем в остром
недостатке духовной силы, в отсутствии у еврейского народа желания понять и
приступить к исполнению своей основной миссии, предназначенной Израилю
изначально.
Примерно то же самое говорят ваши коллеги - раввины и религиозные
лидеры всех направлений. Вы тоже считаете, что до тех пор, пока все евреи не
начнут соблюдать субботу, кашрут и все основные заповеди, Израилю не видать
ни Мессии, ни просто спокойной жизни?
Я считаю иначе и многократно объяснял, до каких пор Израилю не видать
спокойной жизни, а главное - почему. Поняв причину, можно хотя бы начать ее
устранять. Если вы хотите говорить о сегодняшнем дне, месяце, годе, а не о
прошлых столетиях и будущем совершенном состоянии человечества, то оставим
пока в стороне и кашрут, и Мессию, и поговорим о том, что мы - здесь и
сейчас - должны делать.
Создание еврейского государства на этой земле в середине 20 века после
2000-летнего изгнания и Катастрофы - настолько знаковое событие, что
осмыслить его, мне кажется, должно быть задачей, достойной любого мыслящего
еврея. Даже людям, вполне рациональным и не склонным к "высоким материям",
создание Израиля в тот момент показалось чудом. И правильно показалось.
Потом следовала еще целая череда чудес. Но на сегодняшний день мы
получили свыше уже практически все авансы. Настало время нам самим немножко
посуетиться. Без обратной связи ничто не происходит, даже чудеса. Эта земля
предназначена нам Творцом, но предназначение обязывает: мы не имеем права от
этой земли отказываться. Мы обязаны владеть ею и защищать ее на физическом,
материальном уровне, и мы обязаны изучить ее духовные характеристики, чтобы
понять весь замысел Творца и смысл принадлежности этой земли Израилю.
Именно эту информацию содержит Каббала, и только начав получать ее, мы
сможем успешно сражаться за эту землю.Только на ней был возможен контакт с
Творцом, и только здесь он будет возможен вновь. В той же середине 20 века,
помимо создания еврейского государства, на этой земле произошло еще одно, не
столь заметное постороннему глазу событие.
Скрытое в течение многих веков тайное еврейское учение Каббала
становится открытым, и не просто открытым, но доступным массам евреев,
поскольку основные книги великих каббалистов прошлого РАШБ"И и АР"И - "Зоар"
и "Эц аХаим" - "переведены" на современный язык великим каббалистом 20 века
Бааль Суламом (рабби Йегудой Ашлагом). Каббала - наука о строении высших
миров, о постижении Творца и всего замысла творения, наука об управлении
мирами, в том числе нашим миром, стала открыта любому, кто захочет ее
изучить. Эти два события середины 20 века непосредственно связаны между
собой.
На наше поколение возложена миссия, от выполнения которой мы не имеем
права уклониться. Нам была возвращена земля и открыта книга "Зоар", но мы
пока не приняли ни того, ни другого. И все равно мы обязаны сохранить эту
землю и государство евреев на ней, и мы обязаны открыть книгу "Зоар". Отказ
от этих обязанностей и промедление крайне опасны. На нас посыпятся страшные
удары, по сравнению с которыми сегодняшний день покажется благоденствием.
Перед нами открыли книгу "Зоар" не для удовлетворения любопытства
нескольких десятков ученых и заработка нескольких сотен изготовителей
суррогатных брошюр и амулетов. Ее открыли для того, чтобы мы научились
управлять этой землей и всеми мирами. Это непростая работа, но посильная:
чтобы управлять, нужно изучить механизм управления, и нам предоставлена
такая возможность, и с нас спросится, если мы еще и еще раз попытаемся
уклониться от этой миссии.
Мы уже "проспали" на этой земле несколько десятков лет, а если
сосчитать, сколько у нас было возможностей еще раньше, то счет получится
весьма солидный. Мы уже дорого заплатили по этим счетам и продолжаем
платить. На нас лежит вполне конкретная обязанность - изучить механизм
управления мирозданием и передать эти знания остальному человечеству.
Об этой обязанности евреев на сознательном или подсознательном уровне
знают все остальные народы. Те, кто знают, пытаются нам помогать и
недоумевают, почему мы сами не спешим исполнять свою миссию. Те, кто ощущают
это на подсознательном уровне - ненавидят нас, так как мы тормозим всех на
пути достижения совершенного состояния мира.
Вы хотите сказать, что Каббала объясняет корни антисемитизма?
Разумеется, объясняет, равно как и корни всех явлений, происходящих в
этом мире. Не поймите только меня неправильно. Она объясняет, но из этого
вовсе не следует оправдание конкретных антисемитов и преследователей евреев,
которые, как полагают некоторые фаталисты, обречены, бедняжки, нас
ненавидеть и уничтожать.
Весь этот механизм работает совершенно иначе, он изучен Каббалой, но я
не могу в одной газетной статье его начертить и объяснить. Кому интересно,
пусть откроет книги, в которых объясняется, что значит быть избранным
народом и в чем состоит его функция. Чем дольше мы будем оставаться в
неведении, чем дольше будем прятаться от своей миссии, тем более жесткие
удары мы будем получать.
Вы всерьез полагаете, что достаточно евреям начать изучать Каббалу, как
нам не понадобится ни армия, ни границы, и гои, как сказано в пророчестве,
"на плечах своих понесут нас в Иерусалим"?
Я бы очень хотел сказать именно это. Но я - реалист, и посему говорю,
что армия нам очень даже понадобится. Наше "отставание" от требований
Времени и непонимание своей миссии столь велико, что нужна чрезвычайно
сильная армия, которая поможет нам пока продержаться на этой земле.
"Нам возвращена эта земля и открыта книга "Зоар", но мы не получили
землю и не раскрыли книгу", - сказал Бааль Сулам в 1928 году и сжег свои 50
подготовленных брошюр-газет, узнав о доносе, поступившем на него британским
властям. Эти газеты, - он успел выпустить лишь один номер, после чего
британские власти наложили запрет на дальнейшее издание, - содержали
изложение основ Каббалы для еврейских религиозных масс. "Поколение не
готово", - сказал Бааль Сулам, видевший надвигавшуюся Катастрофу и сделавший
попытку ее предотвратить.
Мы не имеем права повторять ошибки современников Бааль Сулама и
отказываться получить то, что нам предназначено. За отказ от дара Божьего
всегда платят очень дорого - как отдельные люди, так и целые народы. Начав
изучать законы мироздания, законы высших миров (а не только физические
законы нашего мира), мы начнем понемногу получать поддержку из этих высших
миров, которые созданы тем же управлением, что и наш мир. Изменить
основополагающие законы мироздания, которые изучены и раскрыты Каббалой,
невозможно. Они неотменимы так же, как физические законы нашего
материального мира.
Ребенок, не знающий этих законов, все время рискует жизнью, если его не
контролируют взрослые. Если же он вырос и продолжает их игнорировать, то
его, как правило, запирают в сумасшедший дом, чтобы он не навредил себе.
Человечество шестого тысячелетия по общему замыслу и плану творения
достаточно повзрослело, чтобы ознакомиться с этим общим замыслом, понять его
логику и начать функционировать в соответствии с полученными знаниями. Оно,
конечно, может превратить этот мир в гигантский сумасшедший дом (свобода
выбора на таком уровне у него есть), но лечение там будет мучительным, а
выздоровление долгим. Хотя все равно наступит, как я сказал, - общий замысел
творения все равно будет реализован.
У нас есть пока шансы реализовать его спокойно, без "психушки". Но для
того чтобы что-то реализовать, надо минимально представлять, что же это за
замысел и каков оптимальный путь к его воплощению. Нас уже перестали вести
за руку, как вели, пока человечество пребывало в детском возрасте.
Нам предоставлена относительная свобода действий, то есть свобода
выбора пути - пути страданий или пути постижения Высшего света, который есть
основа нашего существования. Методика его постижения, методика управления
мирами изучена Каббалой, и мы находимся уже в том возрасте, когда в
состоянии понять и освоить ее.
Прошли времена одиночек, особых душ, изучавших и хранивших это знание
до момента повзросления человечества. Сегодня этот момент наступил.
Популярность: 23, Last-modified: Sat, 29 Jul 2006 04:10:39 GmT