(Lucius Annaeus Seneca). (4 до н.э., Кордуба (Кордова) - 65 н.э., Рим)


     Римский  философ, поэт и  государственный  деятель; один  из крупнейших
представителей  стоицизма;  воспитатель  Нерона, впоследствии  приговоренный
Нероном   к   смерти.   Философские   произведения:   "О   милосердии",   "О
благодеяниях", "Исследования о природе", "О  душевном покое", "О досуге", "О
счастливой жизни", "О благодарениях", "О провидении", "Нравственные письма к
Луцилию".

     Сенека родился в испанском городе Кордуба (Кордова), около 4 года до н.
э. Молодые годы Сенеки прошли в Риме.

     Философией Сенека увлекся с юности. Его наставники принадлежали к школе
римского стоика Секстия.  Отцу  удалось обратить к  Сенеку к государственной
деятельности. При императоре  Калигуле (37 - 41) - он уже известный писатель
и оратор, член сената.

     В  41 году Сенека был обвинен в  прелюбодеянии и отправлен  в ссылку на
Корсику.  Представление о  земле как едином обиталище людей в  умозрительном
виде  было   почерпнуто  им  из  стоических  книг;  теперь  оно  наполнилось
содержанием пережитого опыта. "Пусть мы проедем из конца в конец любые земли
-  нигде в  мире  мы не  найдем  чужой нам страны:  отовсюду одинаково можно
поднять глаза к  небу".  На Корсике Сенекой был написан трактат "О краткости
жизни"  -  в  пользу  философии,  которая  одна  ведет  к  истинному  благу.
Выполнение  долга перед  государством  ничего  не приносит,  кроме тревог  и
волнений,  оно  отнимает   возможность  обратить  взгляд   на  себя.  Ссылка
закончилась  для  Сенеки в  48 году,  когда женою  Клавдия стала  Агриппина,
добившаяся возвращения Сенеки из ссылки, и предложившая стать наставником ее
сына - будущего императора Нерона. В 54 году Клавдий был отравлен и к власти
пришел шестнадцатилетний Нерон.

     Вслед  за  стоиками Сенека полагал, что монархия при справедливом царе,
носителе   разума,  может  быть  залогом   благоденствия   государства.  Ему
приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе  Сенека победил, но
эта победа была хуже  поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и
Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить
с его оправданием  перед сенатом.  В свое же оправдание Сенека пишет трактат
"О  блаженной  жизни". Это -  самая  решительная  попытка  Сенеки  примирить
стоическую  доктрину  и  действительность.  Речь  в  нем  идет   о  сознании
нравственной  нормы,  то  есть   о  совести,  которая  и  отличает  человека
нравственного (философа) от толпы. Понятие совести как осознанной  разумом и
пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекою.

     В 62 году Сенека пишет следующий трактат - "О спокойствии души". Деяние
остается для  него истинным поприщем добродетели и тех,  кто  ей  привержен,
прежде   всего   деянием   на   благо  государства.   Сенека  демонстративно
отстраняется  от общественной  жизни.  Человек  имеет  право  на досуг и  не
отслужив свой срок, - доказывает он в книге "О досуге".

     "Нравственные письма к Луцилию" - последнее произведение Сенеки. Сенека
был духовным вождем Луцилия, страстно желавшего стать философом. Излюбленной
формой наставления со времен Сократа стал  философский диалог (диатриба). Из
устной речи диатриба легко переходила  в письменную: в небольшие трактаты (у
Сенеки они так и называются "Диалоги", хоть в них и нет собеседников) и, тем
более,   в   письма:  письмо,   будучи   и  в  житейской   практике  заменой
непосредственной беседы, в литературе оказывалось естественной ее ипостасью.
Обращаясь  к  другу,  Сенека  в  то  же   время  вполне  осознанно  создавал
произведение литературного жанра, хорошо знакомого античности.

     Сенека  сам  разбирает  вопрос  о  том,  каким  следует  быть  поучению
философа. По его мнению, оно должно быть доступным, легко запоминающимся, но
главное - "поражающим душу".

     И когда в 65  году  был раскрыт заговор  Писона  - заговор,  не имевший
положительной  программы и  объединявший участников  только страхом и личной
ненавистью к императору, - Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда
воплощавшая для него норму и запрет,  является преградой на его пути, не мог
упустить  случая  и  приказал  своему наставнику умереть. Философ  вместе  с
женою, которую пытался  сперва удержать  от самоубийства, вскрыл себе вены..
Окончательные  выводы  его  философствования  показали,  что,  не  сумев  на
практике примирить философию  как  нравственную  норму и служение сообществу
людей как государству, в теории,  Сенека нашел выход из этого противоречия и
снял его

Популярность: 3, Last-modified: Sun, 08 Sep 2002 06:19:05 GmT