Андрей Валентинов, Генри Лайон Олди. "Нам здесь жить" (роман в двух
томах). изд. ЭКСМО. 1999г.
"Нынче стало модно писать в соавторстве. Это и правильно, с
коммерческой точки зрения: одновременно "захватываются" две читательские
аудитории. Особливо сей прием действенен, если соавторы -- писатели
известные и популярные. Как, например, Олди и Валентинов".
Так, вероятно, думали многие, услышав об очередном проекте этих
харьковских литераторов. И ожидали с опаской: а ну как "смесь" окажется
неудобоваримой? Спешу успокоить: дегустация прошла нормально, кушать можно.
Даже добавки хочется.
К моменту начала эксперимента "Роман на троих" и Г. Л. Олди (то бишь,
Д. Громов и О. Ладыженский), и А. Валентинов (он же -- А. Шмалько) написали
и выпустили в свет достаточное количество книг, причем книг, ставших
бестселлерами. Одним словом, за дело взялись авторы состоявшиеся, с
собственными методами работы, взглядами на литературу. Это, кстати, больше
всего настораживало: получится ли задуманный роман цельным, не потащат ли
писатели, подобно животным из басни, телегу в разные стороны? Не потащили.
Благодаря приему, довольно часто (и успешно) используемому при подобного
рода соавторстве, -- каждый писал за "своего" героя. Как можно догадаться из
Предисловий к книге, Олди "вели" по сюжету Алика Залесского, Валентинов --
следователя Эрику Игнатьевну Гизело. В результате персонажи с первых же
страниц начинают потихоньку, тихой сапой, обретать плоть и кровь. А события
-- разворачиваться туго свернутой пружиной. (Посему совет: начинайте читать
роман перед выходными. Иначе рискуете "выпасть" из мира на пару деньков).
Кстати, о событиях. Обычно действие романов Олди (а именно им
принадлежит идея-зачин новой книги) происходит в мирах, наполненных
реалиями, мягко говоря, экзотическими: Индия Махабхараты, древняя Греция,
Поднебесная империя XV века... Здесь же читателя встречает современный город
из недалекого будущего. Правда, "имеют место быть" определенные перемены, и
перемены довольно странные. Рядом с людьми живут... кентавры о двух колесах,
Первач-псы с человечьими лицами, Снегурочки и прочие не-люди, на газовых
конфорках сжигаются жертвенные булочки, батюшка освящает новокупленный
"Мерседес"... Ибо случилась в Городе Игрушечная война и теперь действуют
здесь в большей степени не законы школьной физики, а молитвы святым
мученикам. Вокруг -- мир как мир, а здесь -- резервация чудес, заповедник
феноменов. Или -- колыбель новой реальности?..
Впрочем, персонажи романа не привыкли мыслить такими вселенскими
категориями. А привыкли пить чаек (и кое-что покрепче), ходить в магазин за
пельменями и простужаться, когда оденутся недостаточно тепло. Обычные, одним
словом, персонажи: писатель-фантаст, следователь прокуратуры, милиционер,
медсестра... Кто ж знал, что Армагеддон был вчера, а сегодня -- выбирают
нового Мессию. Кто ж ожидал...
Фабулу романа пересказывать не берусь -- потому что тогда придется
(даже если очень схематично) исписать не одну страницу. Лучше читайте. Здесь
найдется все: и головокружительный детективный сюжет, и интересный взгляд на
то, как устроено мироздание, и веселый юмор, и горькая ирония -- и
проступающие сквозь строки боль-опасение авторов за то, что происходит с
нашим миром.
А любители ниточек-связей, к которым привыкли постоянные читатели Олдей
-- связей и между собственными романами, и между, так сказать, сокровищами
мировой литературы -- любители найдут здесь подобных ниточек предостаточно.
И "некросферу" из "Дороги", и намеки на цикл романов "Люди, боги и я", и
раскавыченные цитаты из Галича, Пушкина, Сергеева, Данте... -- список
длинный получится (уверен, не все цитаты и мне удалось "отловить").
Плюс для "особо продвинутых", то бишь, знакомых с тем, что происходит в
русскоязычной фантастике, -- знакомые фамилии второстепенных персонажей.
Дашков, Лукьяненко, Молитвин, Панченко, "Столярян", "Геворков"... Да и Олег
Авраамович Залесский -- не у Олега ли Авраменко "одолжили" соавторы
имя-отчество?
Одним словом, любители намеков получат их здесь достаточно, а
приверженцы динамичного оригинального сюжета тоже не останутся разочарованы.
Тем более, что следователь(-ша) прокуратуры не такой уж обычный персонаж...
После подобной похвалы просто необходимо указать на недостатки. Развожу
руками: не нашел. Разве что бросились в глаза две малозначительные вещи.
Первое -- частый повтор фразы "нам здесь жить" и не менее часто появляющийся
в тексте эпизод с маленькой девочкой на пляже. Лично меня в какой-то момент
и то, и другое стало "бить по глазам". Как по мне, в этом отношении "блюдо"
немного пересолили.
Во-вторых же, где-то в самом начале (указал бы точнее, да книг под
руками уже нету, забрали "на почитать") встречается раскавыченная цитата из
Галича: "Сатанея от л о ж н ы х каверз..." А у поэта было "сатанея от мелких
каверз". Попробовал соотнести с сюжетом -- вроде бы, ошибка им никак не
обусловлена...
В целом же создается впечатление, что совместный роман Валентинова и
Олди -- произведение рубежное. Авторы книги, по сути, выходят здесь на
новый, более высокий уровень мастерства. Не исключено, что будущие
литературоведы станут разделять творчество этих писателей категориями "до" и
"после" "Нам здесь жить". Роман не только самоценен, он еще и подводит итог
под циклом "Люди, боги и я", ставит наконец долгожданную точку и заставляет
взглянуть на "Героя", "Мессию" и "Баламута" по-новому.
Нам же, простым смертным, остается ждать выхода следующего "коктейля",
но уже с новой примесью (Валентинов -- супруги Дяченко -- Олди). Да еще
тешить себя надеждами, что точка, поставленная романом "Нам здесь жить" на
самом деле лишь часть троеточия. Потому что остался там один ребенок,
которого неплохо бы спасти...
Владимир Пузий.
Популярность: 59, Last-modified: Sun, 16 May 1999 08:40:36 GmT