---------------------------------------------------------------
Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968
OCR: Владимир Янин
---------------------------------------------------------------
К ПОСТАНОВКЕ „НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА
довольно простоты" а. Н. ОСТРОВСКОГО
В МОСКОВСКОМ ПРОЛЕТКУЛЬТЕ
I. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПРОЛЕТКУЛЬТА
В двух словах. Театральная программа Пролеткульта не
в "использовании ценностей прошлого" или "изобретении новых форм
театра", а в упразднений самого института театра как такового с заменой его
показательной станцией достижений в плане поднятия квалификации бытовой
оборудованности масс. Организация мастерских и разработка научной Системыдля
поднятия этой квалификации -- "прямая задача научного отдела Пролеткульта в
области театра.
Остальное делаемое--под знаком "пока"; во удовлетворение привходящих,
не основных задач Пролеткульта. Это "пока" --
по двум линиям под общим знаком революционного содержания.
1. Изобразительно-повествовательный театр (статический, бытовой --
правое крыло: "Зори Пролеткульта", "Лена" и ряд недоработанных постановок
того же типа, линия бывшего Рабочего театра при ЦК Пролеткульта).
2. Агит[ационно]-аттракционный (динамический и эксцентрический -- левое
крыло) -- линия, принципиально выдвинутая для работы Передвижной труппы
московского Пролеткульта мною совместно с Б. Арватовым.
В зачатке, но с достаточной определенностью путь этот намечался уже в
"Мексиканце"--постановке автора настоящей статьи совместно с В. С.
Смышляевым (Первая студия МХАТ Затем полное принципиальное расхождение на
следующей же совместной работе ("Над обрывом" В. Плетнева), приведшее к
расколу и к дальнейшей сепаратной работе, обозначившейся "Мудрецом" и...
"Укрощением строптивой", не говоря уже о <<теории
построения сценического зрелища" Смышляева, проглядевшего все ценное в
достижениях "Мексиканца".
Считаю это отступление необходимым, поскольку любая рецензия на
"Мудреца", пытаясь установить общность с какими угодно постановками,
абсолютно забывает упомянуть о "Мексиканце" (январь --март 1921 года), между
тем как "Мудрец" и вся теория аттракциона являются дальнейшей разработкой и
логическим развитием того, что было мною внесено в ту постановку.
3. "Мудрец", начатый в Перетру* (и завершенный по объединении обеих
трупп), как первая работа в плане агита на основе нового метода построения
спектакля.
IJ. МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ
Употребляется впервые. Нуждается в пояснении.
Основным материалом театра выдвигается зритель; оформление зрителя в
желаемой направленности (настроенности) -- задача всякого утилитарного
театра (агит, реклам, санпросвет и т. д.). Орудие обработки -- все составные
части театрального аппарата ("говорок" Остужева не более цвета трико
примадонны, удар в литавры столько же, сколько и монолог Ромео, сверчок на
печи не менее залпа под местами для зрителей), во всей своей разнородности
приведенные к одной единице -- их наличие узаконивающей -- к их
аттракционности.
Аттракцион (в разрезе театра} -- всякий агрессивный момент театра, то
есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или
психологическому воздействию, опытно выверенному и математически
рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в
свою очередь в совокупности единственно обусловливающие возможность
восприятия идейной стороны демонстрируемого -- конечного идеологического
вывода. (Путь познавания -- "через живую игру страстей" -- специфический для
театра.)
Чувственный и психологический, конечно, в том понимании
непосредственной действительности, как ими орудует, напр[имер], театр
Гиньоль: выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие
действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст,
или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите
которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических
проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая
и действующая и в не данного действия при условии достаточной
злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров,
довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках.)
Аттракцион в формальном плане я устанавливаю как самостоятельный и
первичный элемент конструкции спектакля --молекулярную (то есть составную)
единицу действенности театра и театра вообще. В полной аналогии --
"изобразительная заготовка" Гросса или элементы фотоиллюстраций Родченко.
"Составную" -- поскольку трудно разграничить, где кончается
пленительность благородства героя (момент психологический) и вступает момент
его личного обаяния (то есть эротическое воздействие его); лирический эффект
ряда сцен Чаплина неотделим от аттракционности специфической механики его
движении;
так же трудно разграничить, где религиозная патетика уступает место
садическому удовлетворению в сценах мученичества мистериального театра, и
т.д.
Аттракцион ничего общего с трюком не имеет. Трюк, а вернее, трик (пора
этот слишком во зло употребляемый термин вернуть на должное место) --
законченное достижение в плане определенного мастерства (по преимуществу
акробатики), лишь один из видов аттракционов в соответствующей подаче (или
по-цирковому -- "продаже" его) в терминологическом значении является,
поскольку обозначает абсолютное и в себе законченное, прямой
противоположностью аттракциона, базируемого исключительно на относительном
-- на реакции зрителя.
Настоящий подход коренным образом меняет возможности в принципах
конструкции "воздействующего построения" (спектакль в целом): вместо
статического "отражения" данного, по теме потребного события и возможности
его разрешения единственно через воздействия, логически с таким событием
сопряженные, выдвигается новый прием -- свободный монтаж произвольно
выбранных, самостоятельных (также и вне данной композиции и сюжетной сценки
действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на
определенный конечный тематический эффект -- монтаж аттракционов.
Путь, совершенно высвобождающий театр из-под гнета, до сих пор
решающей, неизбежной и единственно возможной "иллюзорной изобразительности"
и "представляемости", через переход на монтаж "реальных деланностей", в то
же время допуская вплетание в монтаж целых "изобразительных кусков" и связно
сюжетную интригу, но уже не как самодовлеющее и всеопределяющее, а как
сознательно выбранный для данной целевой установки сильнодействующий
аттракцион, поскольку не "раскрытие замысла драматурга", "правильное
истолкование автора", "верное отображение эпохи" и т. п., а только
аттракционы и система их являются единственной основой действенности
спектакля. Всяким набившим Руку режиссером по чутью, интуитивно аттракцион
так или иначе использовывался, но, конечно, не в плане монтажа или
конструкции, но "в гармонической композиции", во всяком случае (отсюда
даже свой жаргон -- "эффектный под занавес", "богатый выход", "хороший
фортель" и" т. п.), но существенно то, что делалось это лишь, в рамках
логического сюжетного правдоподобия (по пьесе "оправдано"), а главное,
бессознательно и в преследовании совершенно иного (чего-либо из
перечисленного "вначале"). Остается лишь в плане разработки системы
построения спектакля перенести центр внимания на должное, рассматриваемое
ранее как привходящее, уснащающее, а фактически являющееся основным
проводником постановочных ненормальных намерений, и, не связывая себя
логически бытовым и литературно-традиционным пиететом, установить данный
подход как постановочный метод (работа с осени 1922 г [ода в] мастерских
Пролеткульта).
Школой монтажера является кино и главным образом мюзик-холл и цирк, так
как, в сущности говоря, сделать хороший (с формальной точки зрения)
спектакль -- это построить крепкую мюзик-холльную -- цирковую программу,
исходя от положений взятой в основу пьесы.
Как пример -- перечень части номеров эпилога "Мудреца". 1.
Экспозитивный монолог героя. 2. Кусок детективной фильмы:
(пояснение п[ункта] 1 -- похищение дневника). 3.
Музыкально-эксцентрическое антре: невеста и три отвергнутых жениха (по пьесе
одно лицо) в роли шаферов; сцена грусти в виде куплета "Ваши пальцы пахнут
ладаном" и "Пускай могила". (В замысле -- ксилофон у невесты и игра на шести
лентах бубенцов -- пуговиц офицеров). 4, 5, 6. Три параллельных двухфразных
клоунских антре (мотив платежа за организацию свадьбы). 7. Антре этуали
(тетки) и трех офицеров (мотив задержки отвергнутых женихов), каламбурный,
[с переходом] через упоминание лошади к номеру тройного вольтажа на
неоседланной лошади (за невозможностью ввести ее в зал -- традиционно --
"лошадь втроем"). 8. Хоровые агит-куплеты: "У попа была собака"; под них
"каучук" попа -- в виде собаки (мотив начала венчания). 9. Разрыв действия
(голос газетчика для ухода героя). 10. Явление злодея в маске, кусок
комической кинофильмы (резюме пяти актов пьесы, в превращениях [Глумова]
мотив опубликования дневника). 11. Продолжение действия (прерванного) в
другой группировке (венчание одновременно с тремя отвергнутыми). 12.
Антирелигиозные куплеты "Алла-верды" (каламбурный мотив -- необходимость
привлечения муллы ввиду большого количества женихов и при одной невесте),
хор и новое, только в этом номере занятое лицо -- солист в костюме муллы.
13. Общий пляс. Игра с плакатом "религия -- опиум для народа".
14. Фарсовая сцена: укладывание в ящик жены и трех мужей, битье горшков
об крышку. 15. Бытово-пародийное трио -- свадебная: "а кто у нас молод". 16.
Обрыв [действия], возвращение героя. 17. Полет героя на лонже под купол
(мотив самоубийства от отчаяния). 18. Разрыв [действия] -- возвращение
злодея, приостановка
самоубийства. 19. Бой на эспадронах (мотив вражды). 20.Агит-антре героя
и злодея на тему НЭП. 21. Акт на наклонной проволоке: проход [злодея] с
манежа на балкон над головами зрителей (мотив "отъезда в Россию"). 22.
Клоунское пародирование [этого] номера героем и каскад с проволоки. 23.
Съезд на зубах по той же проволоке с балкона рыжего. 24. Финальное антредвух
рыжих с обливанием друг друга водой (традиционно), кончая объявлением
"конец". 25. Залп под местами для зрителей как финальный аккорд.
Связующие моменты номеров, если нет прямого перехода, используются как
легативные * элементы -- трактуются различной установкой аппаратов,
музыкальным перерывом, танцем, пантомимой, выходами у ковра и т. д.
1923
• От legato (ит.) -- связанный; в данном случае то же, что и
связующие.
Популярность: 3, Last-modified: Tue, 15 Apr 2003 11:59:47 GmT